Вы здесь

Конкурс – панацея от демпинга?

Демпинг при проведении аукционов стал у нас в округе нередким явлением. Недобросовестные участники торгов искусственно занижают цены так, что исполнить по ним контракт получается нереально. В результате срываются поставки, на несколько месяцев затягиваются процедуры по заключению контрактов. Итог известен – вовремя не вводятся социальные объекты, появлются долгострои, срываются целевые программы…

Можно ли найти управу на недобросовестных поставщиков, спросили мы начальника Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа Елену Коваленко.

– Я не могу утверждать, что демпинг на торгах играет определяющую роль при размещении окружного государственного заказа, это не так, – сразу же отмечает Елена Анатольевна. – Большинство закупок проходит с обоснованным снижением максимальной цены контракта. Вместе с тем, факты недобросовестного поведения со стороны участников размещения заказов, включая случаи демпинга на торгах, у нас в регионе присутствуют, и это, безусловно, тормозит реализацию важных, в том числе, социально значимых мероприятий. В рамках действующего законодательства принимаются всевозможные меры по защите от действий недобросовестных поставщиков. Устанавливается обеспечение заявок для участия в торгах, при этом в случае отказа победителей от заключения контракта такое обеспечение поступает в доход округа.

Также предусматривается предоставление победителями торгов обеспечения исполнения контрактов – банковских гарантий или залога денежных средств, на которые обращается взыскание штрафов, пени в случае их неисполнения.

Оплата закупаемой по госконтрактам продукции производится без авансирования, по факту ее получения и проверки на соответствие, в том числе, по объему и качеству.

С учетом последних изменений законодательства о размещении заказов, в документациях о торгах предусматривается право одностороннего расторжения контрактов. В случае их неисполнения, либо существенных нарушений условий, проводится работа по включению недобросовестных поставщиков в так называемый «черный список» – реестр недобросовестных поставщиков, что позволяет в дальнейшем в течение двух лет отклонять их заявки на участие в любых закупочных процедурах.

– Но, как мы знаем, все эти меры, к сожалению, не всегда оказываются эффективными...

– Одним из проблемных вопросов в сфере размещения заказов является ценовой демпинг. При этом способов защиты заказчиков от этого негативного явления действующее законодательство о размещении заказов практически не предусматривает.

Никаких ограничительных мер при подаче ценовых предложений на торгах нет. Начальную (максимальную) цену контракта разрешено снижать хоть до нуля. При этом требовать от участника торгов обоснования предложенной цены контракта запрещено. Можно только догадываться о причинах такой щедрости.

В надежде получить государственный заказ любой ценой нередко участники закупок просто заигрываются на аукционах и, не задумываясь о последствиях, подают ценовые предложения без учета сложной транспортной логистики доставки продукции в округ, либо после невнимательного ознакомления с требованиями к закупаемой продукции, изложенными в документации о торгах. Иногда действуют преднамеренно, пытаясь любыми способами продать свой товар, который довольно часто не отвечает установленным требованиям. Полагая, что заказчики закроют глаза на недоделки и ненадлежащее качество, недобросовестные поставщики бывают неприятно удивлены настойчивым требованиям исполнить контракт как положено, в соответствии с условиями, установленными при объявлении торгов в документации.

Причин демпинга много, но результат один – неисполнение либо несвоевременное исполнение государственного заказа.

Ущерб от действий недобросовестных поставщиков за последние два года составляет порядка 60 миллионов рублей недополученных вовремя и необходимых для Ненецкого округа товаров, работ, услуг. В реестре недобросовестных поставщиков в настоящее время находится 21 участник окружных закупок, из них девять уклонились от заключения контракта, еще 12 – не исполнили своих обязательств. С ними контракты были расторгнуты в судебном порядке.

– Елена Анатольевна, приведите конкретные примеры демпинга на торгах в системе госзакупок нашего округа.

– Взять хотя бы практику работы текущего года. В июне нами был проведен электронный аукцион на создание и внедрение интегрированной информационной системы «Электронное образование». В ходе торгов, причем менее чем за одну минуту, произошло снижение начальной цены контракта почти на 95%, с 4,5 миллиона рублей до 250 тысяч рублей. Наименьшее ценовое предложение поступило от ООО «АЙТИ-РЕШЕНИЯ» из Санкт-Петербурга, которое и было признано победителем торгов. Предпоследнее ценовое предложение тоже было необоснованно низким – 300 тысяч рублей. Его сделала также питерская фирма ООО «ИНТЕРЛИНК». В дальнейшем победитель аукциона отказался заключить государственный контракт по предложенной им цене. Второй участник поступил так же.

Сведения о них мы направили в Федеральную антимонопольную службу для включения в реестр недобросовестных поставщиков. В доход окружного бюджета поступит 453 тысячи рублей как обеспечение заявок участников. Но на попытки заключить с ними контракт ушло порядка двух месяцев, поскольку порядок его заключения и фиксации факта уклонения от его заключения строго регламентирован законом и составляет довольно длительный промежуток времени. В итоге сроки начала исполнения государственного заказа были сорваны.

В текущем году в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения об ООО «МиГМонтажСервис» из Всеволожска Ленинградской области. Компания не исполнила государственный контракт на разработку и внедрение информационной системы «Электронный парламент НАО» для нужд Собрания депутатов.

Учитывая наличие фактов ценового демпинга при проведении электронных торгов на создание информационных систем в округе, нами принято решение о переводе таких закупок с аукционных на конкурсные процедуры. Разумеется, этот шаг не является панацеей от демпинга, но в определенной степени сокращает риски. Ведь оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется не только по ценовому предложению, но и по иным критериям, в том числе по квалификации участников.

– Какие антидемпинговые меры предусмотрены законом о контрактной системе в сфере закупок, который вступит в силу с начала будущего года?

– Новый документ о контрактной системе кардинально меняет ситуацию по рассматриваемому вопросу, учитывая недостатки действующего 94-го федерального закона. Помимо существующих, у заказчика появятся и другие механизмы защиты от ценового демпинга недобросовестных поставщиков. Новый закон устанавливает антидемпинговые меры, которые не позволят необоснованно снижать цены при проведении конкурсов и аукционов. Становится обязательным предоставление обеспечения исполнения контрактов в виде банковских гарантий, включенных в специальный реестр гарантий, выданных банками, отвечающих установленным требованиям для их принятия. Вводится институт банковского сопровождения контрактов.

В случае предложения участником цены контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной), победитель конкурса или аукциона обязан будет обосновать подобное снижение (при поставках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения), а также предоставить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере либо при начальной цене, не превышающей 15 миллионов рублей. Также участники должны предоставить информацию о своей добросовестности, которая подтверждается исполнением контрактов без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней.

В случае отсутствия соответствующих документов, либо предоставления недостоверной информации, контракт с победителем торгов не заключается, сведения о нем направляются в реестр недобросовестных поставщиков.

При крупных закупках победители торгов обязаны будут представлять информацию о своих руководителях, учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов управления. В случае уклонения от заключения контракта либо его расторжения в связи с существенными нарушениями исполнения, все эти сведения, с указанием не только наименований участников, но и фамилий, имен, отчеств вышеуказанных лиц, будут включаться в реестр недобросовестных поставщиков.


В реестре недобросовестных поставщиков в настоящее время находится 21 участник окружных закупок, из них девять уклонились от заключения контракта, еще 12 не исполнили своих обязательств. С ними контракты были расторгнуты в судебном порядке.


Факты недобросовестного поведения со стороны участников размещения заказов, включая случаи демпинга на торгах, у нас в регионе присутствуют, и это, безусловно, тормозит реализацию важных, в том числе, социально значимых мероприятий.