Вы здесь

ДРСУ – путь к обновлению

Дорожные строители в поселке «Нарьян-Мар Вилладж»

Проблемы с дорогами в стольном граде Нарьян-Маре давно уже стали притчей во языцех. Наших дорожников, которые каждый год все больше отставали от современных требований, не ругал только самый ленивый.

Надежда на изменения к лучшему появилась после назначения президентом Владимиром Путиным на пост главы Ненецкого округа Игоря Кошина. Среди главных проблем, с которыми он решил разобраться в первую очередь, было и дорожное строительство. В результате в июле глава региона представил работникам ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» нового директора Евгения Елисеева.

Прошло несколько месяцев. Новый руководитель вошел в курс дела и согласился дать нам интервью.

– Евгений Михайлович, при назначении вас на должность Игорь Кошин говорил о больших задачах, которые должно выполнить ваше предприятие в следующем году: приведение в порядок городских дорог, строительство трассы до Усинска, отсыпка дорог для нефтяников. Насколько вы готовы к этому?

– Наше предприятие находится сегодня в сложном положении. Прежде всего, остается нестабильной ситуация в финансовом плане. Неподъемным грузом на нем лежат большие долги, накопленные за прошлые годы. Необходимо провести глубокую модернизацию предприятия.

Тем не менее, мы продолжаем работать, руки не опускаем, при этом учимся, анализируем ситуацию, исправляем ошибки. К концу строительного сезона кое-что стало получаться. На сегодняшний день у нас заключен ряд контрактов, которые мы выполняем. Мы асфальтируем дороги в микрорайоне «Нарьян-Мар Вил-ладж», при этом удалось добиться неплохого качества асфальтобетона. Мешает погода, так что приходится следить за прогнозами и выбирать погожие деньки.

– Как накопились долги?

– Дело в том, что сметная документация на строительство и содержание дорог в последние годы составлялась так, что ДРСУ оказывалось в убытке. При составлении расценок на выполнение работ применялись заниженные индексы. Скажем, цены на строительные материалы в них были заложены на 30–50 процентов ниже рыночных. Этот год мы тоже закончим с финансовыми убытками, поскольку продолжаем работать по старым контрактам. Надеюсь, что до конца года мы их выполним, а в следующем году будем работать уже в новых условиях. Этот вопрос сейчас решается в Управлении строительства и ЖКХ НАО.

Такая ситуация сложилась еще и потому, что долгое время у предприятия было два основных вида деятельности: строительство дорог и содержание дорог. Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск приносило хорошую прибыль, за счет которой покрывались убытки от выполнения других работ. В 1998–2000 годах мы обновили наш парк машин и механизмов.

Как только прекратилось строительство дороги, остались только заведомо убыточные работы, которые кроме нас никто не брался выполнять. И за несколько лет мы пришли к сегодняшнему кризисному состоянию, когда нужно срочно принимать экстренные меры. По сути дела, предприятие посадили в долговую яму.

– И какой выход из кризисной ситуации вы видите?

– Все зависит от финансовой поддержки округа. Нам нужно закрыть долги прошлых лет, модернизировать парк машин и механизмов. Тогда мы будем готовы выполнить те большие задачи, которые перед нами стоят в будущем строительном сезоне.

Сейчас вопрос решается на уровне Управления строительства и ЖКХ НАО. В принципе, вариант может быть такой: увеличение уставного фонда предприятия, которое является собственностью округа. Вопрос должен решиться весьма скоро – ведь именно сейчас верстается бюджет 2015 года.

Необходимо обновить парк техники, поскольку старая уже, в основном, выработала свой ресурс. Нужно купить несколько мини-погрузчиков, два новых больших грейдера.

С техникой проблему можно решить, взяв ее в аренду у частников. А основной кадровый состав у предприятия должен быть свой: грамотные мастера, прорабы. Таким специалистам необходимо предложить нормальную зарплату. Но для этого предприятие должно нормально работать и получать прибыль. Так что этот вопрос тоже упирается в финансирование: когда мы проведем модернизацию, мы сможем увеличить объем выполняемых работ и увеличить зарплату своим работникам. А пока получается порочный замкнутый круг.

Ни для кого не секрет, что в этом году у нас асфальтирование получалось очень плохо. Причин было несколько: это и плохое качество асфальтобетона, и устаревший асфальтобетонный завод, который был запущен еще в 1999 году. Были попытки модернизировать его, но этого оказалось недостаточно.

Мы ставим задачу – приобрести новый асфальтобетонный завод, отвечающий современным требованиям. Сейчас этот вопрос обсуждается вместе с руководством округа. Надеемся, получится найти финансирование для этого проекта.

У предприятия нет оборотных средств, поэтому материал для строительства дорог мы покупаем, как говорится, «с колес»: заключаем контракт, получаем аванс, заказываем материал – все это приводит к большим задержкам со сроками выполнения работ. Мы упускаем самое удобное время для строительства дорог – начало лета. Например, в этом году строительство дороги по улице Рыбников по этой причине началось только в августе. Конечно, такая ситуация не может быть нормальной.

– Сколько денег вам понадобится на полную модернизацию предприятия?

– По нашим расчетам, для этого понадобится более двухсот миллионов рублей. Из них на приобретение новой техники нужно потратить не менее 170 миллионов рублей, чтобы купить новый асфальтобетонный завод, фрезу для снятия старого покрытия, катки, самосвалы и другие машины.

Решение о финансировании должно быть принято не позднее, чем в декабре 2014 года. Только тогда мы успеем рассчитаться с долгами, провести конкурсы, закупить технику, закупить материалы и, в первую очередь, купить и запустить новый асфальтовый завод. Привезти его мы можем по зимнику, в мае – смонтировать, а в июне – начать работать.

– Вы говорили о кадровых проблемах. Квалифицированных рабочих не купишь на ближайшем рынке даже при наличии финансов. Как вы будете решать этот вопрос?

– Действительно, сейчас стоит задача – подготовиться к следующему строительному сезону. Необходимо собрать бригаду дорожных рабочих, которые бы могли полноценно работать на новых строительных объектах. Финансирование потребуется и для закупки в начале следующего года качественных материалов, и формирования нескольких бригад различной направленности – две по асфальтированию и общестроительные дорожные.

Не хватает узких специалистов. Есть трактористы и водители, но нет водителей грейдеров, экскаваторщиков, машинистов-асфальтоукладчиков. Варианта два – или учить своих рабочих, или приглашать специалистов из других регионов. Мы работаем в обоих направлениях, но все это требует много времени, а его остается не так много.

– В таких условиях скоро ли можно ожидать преображения нарьян-марских дорог?

– Поставлена задача перейти от латания ям и рытвин к полной реконструкции дорог, особенно основной, которая связывает Нарьян-Мар и поселок Искателей. Эта дорога стоит у нас в планах. С 1 января 2015 года полномочия по содержанию дорог переходят от Архангельской области в Ненецкий округ, и мы сможем приступить к работе.

Нужно менять не только асфальтовое покрытие, но и само основание полотна, для этого предстоит насыпать подушку из щебня достаточной толщины, поскольку данная дорога по интенсивности движения должна относиться к первой категории, а до сих пор она числится по третьей категории.

Кроме того, назрел вопрос о строительстве второй, объездной дороги, которая свяжет эти два населенных пункта. Данный проект сейчас тоже находится в стадии обновления. Под эти большие объемы работ предприятие необходимо модернизировать, поскольку сегодня оно просто не в состоянии справиться с поставленными задачами.

– Недавно было принято решение о создании Дирекции транспорта и дорожного хозяйства НАО. Как вы будете с ним взаимодействовать?

– Я думаю, что они будут нашими заказчиками по всем объектам: это содержание, реконструкция, строительство дорог. Если раньше мы имели дело с несколькими организациями: «Архангельскавтодор», «Центрстройзаказчик» и МКУ «Управление городского хозяйства», то теперь будет одна структура, с которой мы будем плотно взаи-модействовать. Это должно сэкономить много времени на прохождение документации и финансирования. Мы сможем оперативно решать все проблемы, которые возникают в ходе любого строительства.