Вы здесь

Техники самолетов – сила аэродромов

В этот день в Нижней Пеше была нелетная погода, сильный ветер не позволил приземлиться самолету из Архангельска. Но именно потому, что самолеты не летали, мне удалось поближе познакомиться с Сергеем Викторовичем Щелочковым, авиатехником, который почти всю трудовую биографию посвятил пешскому аэропорту.

Сергей родился в соседней с округом Республике Коми, в городе Печора.

С этим городком связаны самые первые и теплые воспоминания его детства и юности.

– Родители работали в речном порту, а жили мы в двухэтажном доме, рядом с речным училищем. В нашем большом дворе всегда собиралось много молодежи, было интересно и весело. Мы много мечтали и строили планы на будущее, – рассказывает Сергей Викторович. – До сих пор поддерживаю отношения с некоторыми ребятами, с одноклассниками. Судьбы по-разному складываются. У многих мечты сбылись.

Как большинство мальчишек того времени, Сергей мечтал стать летчиком или моряком, поэтому с одинаковым усердием занимался и в клубе юных летчиков, и в клубе юных моряков. Но любовь к авиации все же оказалась сильнее. Став старше, он четко понял, что готов променять бескрайние морские просторы на безграничное небо.

Получив аттестат, не раздумывая отправился в Сыктывкар, где работала приемная комиссия Бугурусланского летного училища. Вступительные экзамены сдал легко, со здоровьем и физической подготовкой проблем тоже не было: все школьные годы занимался спортивной гимнас-тикой, получил первый разряд по этому виду спорта. Он был так близок к мечте, а она не сбывалась. И все потому, что профессия пилота в то время была одной из самых популярных, мест на регионы выделяли в несколько раз меньше, чем было желающих поступить.

Возвращаться домой не хотелось – и он подал документы в Кирсановское авиационное училище, поступил.

На новом этапе его жизни многое было как в армии – присяга, казарменное положение. А еще – интересная учеба и возможность развиваться в спорте дальше.

Три года пролетели как один день. И когда пришла пора определяться с местом работы, он изъявил желание отправиться на Диксон или в Магадан, но попал в родную Печору. Авиатехники местному аэропорту были нужны, а те, кому не надо предоставлять жилье, и вовсе были на вес золота. Первая запись в его трудовой книжке появилась 15 февраля 1977 года.

– Работать было очень интересно. Самолетов тогда было много, по два раза в месяц летали в командировки в Тюмень, перегоняли самолеты на завод и обратно. Потом отправили в командировку в Усть-Цильму, на год, – вспоминает Сергей Викторович. И ненадолго замолкает, потому что та командировка стала для него судьбоносной.

Именно в Усть-Цильме он встретил свою будущую жену Татьяну, которая тоже приехала туда по работе. Встретившись, они решили больше не расставаться. Так Сергей Викторович впервые попал на родину своей избранницы в деревню Волонга:

– Мне очень понравилась Волонга, природа красивая, а главное, рыбалка! Отец приучил меня к ней с малолетства, но чтобы поймать рыбу в наших краях, надо немало потрудиться, здесь же рыбалка – сплошное удовольствие.

В соседней с Волонгой Нижней Пеше в начале 80-х аэропорт процветал, и специалисты там, конечно же, были нужны. Щелочкову предложили остаться – и, уладив дела, он дал согласие.

– Наш аэропорт считался приписным для Нарьян-Мара, – вспоминает он. – В Пеше постоянно базировались три самолета, у нас был местный экипаж – пилоты Виктор Шмоткин и Олег Мальцев, и всегда находились здесь в командировках два нарьян-марских экипажа. К нам летали самолеты Эл-410, Ил-14, грузовые Ан-30 и Ан-26, на них вывозили навагу и корюшку. Ежедневно выполнялись рейсы в Архангельск, в Нарьян-Мар, с нашего маслозавода вывозили сливки и масло, в Усть-Цильму на замшевый завод отправляли оленьи шкуры с убойного пункта. Самолеты летали с утра и до вечера.

Рабочий день Сергея начинался в пять утра, в 7.05 вылетал первый борт Пеша – Снопа – Ома – Вижас – Несь.

– Бывало, бабушки летали в соседнюю деревню к подружкам чай попить, а на вечернем самолете возвращались домой, билет стоил недорого, – рассказывает Сергей Викторович. – По штатному расписанию у нас было 64 сотрудника, семеро из них – в нашей инженерно-авиационной службе.

По сегодняшним меркам аэропорт в Пеше тоже не маленький, самолеты продолжают летать каждый день, потому работы у авиатехника и сейчас хватает.

– Ан-2 – изумительный самолет, самый удачный в мире, с отличным двигателем, он абсолютно безопасный и надежный, особенно когда находится в опытных руках пилота, – уверен Сергей Щелочков.

Теперь он ничуть не жалеет, что не поступил когда-то в летное училище, потому что жизнь его могла бы сложиться совсем иначе.

А он своей вполне доволен.