Вы здесь

На Безымянной высоте

Кисляков Василий Павлович – герой Советского Союза / Фото предоставлено автором

В сегодняшнем номере мы публикуем 19-ю статью Виктора Ильина, руководителя проекта «Подвиг земляков – героев Великой Отечественной войны».

Заголовок публикации появился не просто из событий и фактов, как это бывает в большинстве случаев. Он возник из слов песни, которую знает, наверное, каждый наш соотечественник. А люди старшего возраста – тем более. 

Где та землянка в три наката?

 

Речь, конечно же, идёт о песне «Безымянная высота» из кинофильма «Тишина». Вспомним её: 

 

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого посёлка

На безымянной высоте!

 

Где, на каком участке фронта, находилась та самая Безымянная высота, у какого незнакомого посёлка вросла в землю землянка в три наката со сгоревшей над ней сосной? Мы не ошибёмся, если скажем, что высота с таким названием была нанесена на многие карты боевых действий, и не одна, и не две роты штурмовали её под перекрёстным арт-огнём. Это так, но всё-таки... Есть в нашей окружной историографии и краеведении пласт, почти не затронутый исследованиями, некое белое пятно, ждущее своего летописца.Это влияние героических событий Великой Отечественной войны и подвигов наших земляков-северян на советскую литературу, музыку и искусство. 

Не надо только спешить утверждать, что тема эта – надуманна, а взаимосвязь героизма, проявленного в годы войны уроженцами и выходцами из Ненецкого округа, с нашими любимыми стихами и песнями, прямо не прослеживается. Думается, что это не так. Исследователи творчества Константина Симонова достоверно установили, что его знаменитое стихотворение «Сын артиллериста» (то самое, где отважный Лёнька Петров,ушедший в разведку в тыл к немцам, вызывает удар нашей батареи на себя и кричит в телефонную трубку рации: «Немцы бегут, нажмите, Дайте море огня!») – оно, скорее всего, про нашего земляка. Ведь в основу этого произведения положен реальный факт, подвиг, совершённый при штурме хребта Муста-Тунтури в Мурманской области. Оборону там держала 14-я армия, за всю войну не сдавшая на крайней оконечности нашей страны ни сантиметра земли. Об этом свидетельствует хранящийся в музее пограничный столб с острова Рыбачий, который так и не достался врагу. Известно, что в 14-ю армию Карельского фронта, именно на Мурманское направление и на Северный флот в массовом порядке мобилизовались призывники из Ненецкого округа. Многие из них участвовали в штурме Муста-Тунтури. И велика вероятность, что прототип Лёньки Петрова – наш земляк. Почему бы историкам и краеведам НАО не заняться поисками этого, наверняка уже ушедшего из жизни человека, восстановить память о нём? 

Оттуда же, с Крайнего Севера – известнейшая и любимая в народе песня «Прощайте, скалистые горы». Её создал композитор Евгений Жарковский на стихи Николая Букина, служившего на Рыбачьем артиллеристом. И если внимательно заняться изучением антологии военной песни и стиха на Севере, то немало нам открытий чудных готовит дух познания... 

 

Кисляков – фамилия северная 

 

Высота Безымянная в Мурманской области, про героев которой мы расскажем в этой статье – настоящий кладезь для историка. Она прославлена подвигом человека с распространённой на Севере фамилией – Кисляков. 

В конце июня 1941 года 150-тысячная армия горных егерей вторглась на территорию советского Кольского полуострова. Захват Мурманска, главного северного порта Советского Сою­за, гитлеровцам представлялся лёгкой прогулкой. Семь закалённых в боях дивизий – против одной армии Карельского фронта, втрое уступавшей по численности. Казалось, что проще? Но всё испортили «демоны в тельняшках». Так немцы называли морских пехотинцев Северного флота. Гитлеровцы остановились в 60 километрах от Мурманска. И за всю войну так и не смогли продвинуться хоть на шаг. Добиться этого удалось ценой беспримерного героизма советских воинов, особое место среди которых занимает старший сержант Василий Кисляков. В середине июля 1941-го отделение морской пехоты Кислякова удерживало высоту, обозначенную литерой «Б», иными словами – Безымянную. Вот что можно сегодня прочитать о Василии Павловиче в наградном листе:

«Командир отделения отряда моряков Кисляков получил приказание занять высоту «Б». Многочисленный противник обстреливал оборонительный рубеж из артиллерии, миномётов, пулемётов, автоматов и винтовок. Краснофлотцы ответного огня не открывали, ожидая атаки и приближения противника. Когда враг подошёл ближе и стал форсировать скат сопки, отделение открыло уничтожающий огонь из своих полуавтоматов. Бой был неравен, теряя убитыми, ранеными, противник продолжал наступать. Расстояние между германо-финскими солдатами и краснофлотцами настолько сократилось, что моряки применили гранаты, выводя из строя большое количество живой силы противника. У наших бойцов закончился боезапас, но командир отделения Кисляков ещё имел в своих подсумках некоторое количество патронов. Он решил прикрыть отход своих людей, оставшись один на высоте. Четыре пулемета противника сосредоточили по нему огонь. Враг приближался. Кисляков в упор расстреливал его из своего полуавтомата. Противник приблизился на расстояние 25-30 метров, Кисляков бросил несколько гранат, откинув его назад. Отважный командир отделения воспользовался этим и пополнил свои запасы патронами из подсумков убитых краснофлотцев и снова открыл огонь. Противник приблизился опять и Кисляков вновь начал бросать гранаты. Несколько метров отделяли его от врага. Командир отделения применил военную хитрость: он громко скомандовал – «Взвод, приготовится в атаку!» Немецко-финские солдаты, услышав команду, вновь отхлынули назад. Кисляков опять открыл огонь из автомата и стал метать гранаты. Пули противника пробили брюки и гранатную сумку, изрешетили плащ-палатку, под ноги упала мина, но не разорвалась. Командир отделения не уходил с сопки. Наконец пришёл на выручку взвод красноармейцев и стратегически важная высота осталась за нашими частями. Тов. Кисляков смелый разведчик, он лично не раз ходил в тыл противника с диверсионными целями и задания командования выполнял успешно. Командир отделения Кисляков славится в отряде моряков и в других смежных частях, как отважный, находчивый советский воин».

За этот подвиг, совершённый в июле 1941 года, старшему сержанту Кислякову было присвоено высокое звание «Герой Советского Союза». И пусть он не уроженец Ненецкого округа, но всё равно наш земляк, северянин, и мы с полным основанием можем считать его своим героем. 

Конечно же, Василий Кисляков был не единственным солдатом Безымянной. Тем более, что высот с таким «именем без имени» на Мурманском направлении было не меньше семи. Можно не считать случайным и совпадение фамилий – как уже говорилось, Кисляковых на Севере и в Ненецком округе немало. 

Итак, о ещё одном Кислякове. Фамильный тёзка Василия Павловича Иван Осипович Кисляков родился в 1909 году. В декабре 1941 года он был призван в армию Ненецким ОВК. 

Из наградного листа: 

«В бою за высоту Безымянная героизм проявил красноармеец Кисляков Иван Осипович, стрелок 8-го отдельного лыжного батальона, 6-й олене-лыжной стрелковой бригады. Тов. Кисляков Иван Осипович участвует в боях с немецкими захватчиками с 10 марта 1942 года. В бою 29 апреля на высоте с отметкой 341.1 проявил мужество и отвагу. Метким огнём из автомата уничтожил 17 фашистов. Вынес с поля боя под огнём противника трёх раненых бойцов и четырёх командиров с оружием: старшего лейтенанта Сафонова, младшего политрука Шиловского, лейтенанта Цветкова, подполковника Коновалова. В боях 13 и 17 мая за высоту Безымянную тов. Кисляков метко разил фашистов, помог эвакуировать раненных. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды». 

Командующий 14-й армией генерал-майор Щербаков поддержал представление к ордену Красной Звезды, однако вышестоящее командование наградило Ивана Осиповича медалью «За отвагу».

 

Над могилой – мирное солнце 

 

Красноармеец Пётр Изосимович Дьяков, санитар 8-го отдельного лыжного батальона, 6-й отдельной лыжной бригады, родился в 1916 году. Был призван Ненецким окружным военкоматом в декабре 1941 года, сражался с фашистами в составе 14-й армии Карельского фронта.

Из наградного листа:

«Тов. Дьяков Пётр Изосимович участвует в боях с немецкими захватчиками с 13 марта 1942 года, а именно: 29.04.1942 года – на высоте с отметкой 341,1; 13.05.1942 года – на высоте Безымянной; 17.05.1942 года – на высоте Голой. Проявил мужество и отвагу – оказал первую помощь и вынес с поля боя 23 бойца и командира с оружием. 17.05.1942 года под бомбёжкой и обстрелом авиации противника перевязал и вынес с поля боя тяжело раненного командира взвода младшего лейтенанта Девятилова.

Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».

Командование наградило красноармейца Дьякова медалью «За отвагу».

Красноармеец Яков Степанович Хатанзейский служил пулемётчиком в 7-м отдельном лыжном батальоне. Он родился в 1915 году в Усть-Цилемском районе Коми АССР. В ноябре 1941 года был призван Ненецким ОВК, а с марта 1942 года находился на Мурманском направлении Карельского фронта. В апреле был ранен, вернулся в строй после излечения.

Из наградного листа:

«Батальон наступал на высоту 341.1. Противник силой до роты перешёл в контрнаступление с левого фланга, угрожая батальону с тыла. На левом фланге находился 1-й взвод 3-й роты, в котором служил красноармеец, ручной пулемётчик Хатанзейский.

Командир взвода поставил ему задачу: не допустить накоп­ления немцев для атаки с фланга и тыла.

Хатанзейский сразу заставил немцев залечь. Противник открыл по ручному пулемёту огонь, второй номер был ранен. Хатанзейский перевязал товарища и отправил его в тыл, а сам продолжил вести огонь по немцам и был ранен в правое бедро. Немцы снова начали продвижение. У Хатанзейского оставалось ещё три заряженных магазина. Он продолжал вести огонь до тех пор, пока не заставил немцев отойти. У него закончились патроны.

Тогда Хатанзейский передал пулемёт командиру взвода, сказав: «Я ненадолго, скоро встану в строй и продолжу крошить немцев».

В этом бою пулемётчик Хатанзейский уничтожил 20 гитлеровцев, не дав им зайти в тыл и во фланг батальона. За этот подвиг Яков Степанович был награждён медалью «За боевые заслуги». 

Погиб Яков Хатанзейский 1 февраля 1943 года. Похоронку на мужа получила Елизавета Александровна Хатанзейская. Похоронен герой в Мурманской области, Полярном районе, на высоте 323.3. Над его высокой могилой – мирное небо и солнце. 

Михаил Степанович Евсюгин, автоматчик-стрелок отдельной роты автоматчиков 6-й отдельной лыжной бригады, родился в 1913 году в деревне Филиппово Усть-Цилемского района Коми АССР. Был призван в армию в 1941 году Нижне-Печорским РВК Архангельской области. Служил в составе 14-й армии Карельского фронта. 

Из наградного листа:

«Тов. Евсюгин в боях с германским фашизмом показал себя как патриот социалистической Родины. 16 мая 1942 года рота автоматчиков занимала оборону на высоте Безымянной. Противник силами роты под прикрытием артиллерийского, миномётного и пулемётного огня пошёл в наступление на Безымянную высоту. Тов. Евсюгин занял оборону на левом скате высоты. В 50–70 метрах от него появился противник с установленным пулемётом. Двумя очередями тов. Евсюгин поразил расчёт пулемёта, один немецкий солдат бежал в панике.

Вскоре тов. Евсюгин был ранен вражеской пулей в голову, но не оставил своего места и продолжал отражать натиск врага, несмотря на требование командира обратиться в медицинский пункт. Тов. Евсюгин заявил, что не уйдёт до тех пор, пока высота не будет очищена от немцев, и продолжал забрасывать фашистов гранатами.

С поля боя он был эвакуирован после того, как противник был оттеснен от высоты на ранее занимаемый рубеж. При этом тов. Евсюгин вынес оружие в количестве двух винтовок противника, оставленных на высоте.

Тов. Евсюгин достоин правительственной награды – медали «За отвагу».

Погиб Михаил Степанович 12 октября 1944 года. Похоронку получил его отец Степан Евсюгин, проживавший в деревне Филиппово Усть-Цилемского района. 

 

Назовём их тихо по имени...

 

Нескончаемо длинен мартиролог высоты Безымянной. Склоним головы перед памятью защитников северных рубежей страны, погибших за свободу и независимость нашей Родины. И назовём здесь по имени хотя бы малую часть солдат Отчизны, тех, кто стоял на огненной черте и не дал врагу её перейти.

В одном бою с Иваном Яковлевичем Хатанзейским 1 февраля 1943 года, на высоте 323.3 погибли наши земляки: 

Иван Яковлевич Ляпунов, 1909 года рождения, уроженец Усть-Цилемского района Коми АССР. Дома в Нарьян-Маре, в посёлке Сахалин, мужа не дождалась Акулина Ефимовна Поздеева.

Владимир Викторович Шукевич, уроженец Витебской области, призванный Ненецким ОВК. 

Пётр Михайлович Белянкин, уроженец Куйбышевского края, призванный Ненецким ОВК.

Иван Яковлевич Ноготысов, 1906 года рождения, уроженец Нижне-Печорского района, призванный Ненецким ОВК. Дома осталась жена Елизавета Сергеевна Андреева.

Василий Михайлович Кисляков, родившийся в 1914 году в Нижне-Печорском районе, призванный Ненецким ОВК. 

Фёдор Андреевич Буторин, 1910 года рождения, уроженец Канино-Тиманского района, призванный Ненецким ОВК. Дома в Мезенском районе не дождалась мужа Ольга Николаевна Буторина.

Вместе сражались и погибли в одном бою с Михаилом Степановичем Евсюгиным 12 октября 1944 года наши земляки: 

Яков Васильевич Канюков, уроженец Малоземельской тундры (отец Василий Осипович Канюков проживал в колхозе Выучейский).

Михаил Александрович Кожевин, 1904 года рождения, уроженец Нижне-Печорского района, села Оксино (жена Марина Матвеевна Кожевина проживала в селе Тельвиска).

Павел Яковлевич Перов, уроженец Ивановской области, призванный Ненецким ОВК. Жена Надежда Васильевна Перова проживала в Нарьян-Маре. 

Все они захоронены в Печенгском районе, Мурманской области.