Вы здесь

Дочь полка…

Преподаватели колледжа, конец 90-х годов / фото предоставлено автором

На днях свой 90-летний юбилей отметил Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского

Антуан де Сент-Экзюпери, автор философской сказки «Маленький принц», считал, что «все мы родом из детства», словно из какой-нибудь страны… Думаю, что согласны с ним многие.
Моё детство, начиная с пяти лет, прошло среди людей, с которыми я общалась в стенах Нарьян-Марского педучилища (позже колледжа). Таких детей за 90 лет существования образовательного учреждения было много. Но в 1983-1986 годах я была настоящей «дочерью полка». До сих пор ощущаю себя частью этой семьи и этого большого дома – педучилища.
В той части колледжа, где сегодня находится приёмная комиссия, жили, как и другие работники заведения (вахтёры Анна Фёдоровна и Александра Васильевна) мы с мамой (Канюковой Людмилой Васильевной). Под крышей этого же здания было студенческое общежитие, там всегда текла бурная жизнь, откуда меня было трудно выгнать. Впрочем, никто этого и не пытался сделать. Среди студенток я чувствовала себя важным и нужным человеком, с которым советовались, делились, общались.
Целый год, пока ещё не ходила в школу, с утра я часто встречала городских студентов на проходной по паролю, который сиюминутно выдумывала, и никто не взрывался от причуд «несносного ребёнка». Но зато у них была возможность проверить на мне терпение и выдержку, которые нужны учителям или воспитателям.
Однажды, увидев, как директор Ульяна Апполоновна Истомина проверяет качество приготовленной еды в столовой, я тоже, подражая ей, стала приходить и снимать пробу. После – улыбки поваров и доппаёк, конфета или пирожок, мне были обеспечены.
В те времена студенты каждую осень помогали колхозам собирать урожай, запасать сено. Помню, когда мама уехала на месяц на сенокос, я осталась на полном попечении студентов и преподавателей. В моей памяти много ярких моментов об этом времени. Но я скучала по маме и хотела, чтобы она быстрее вернулась. Поэтому часто заходила в кабинет директора и просила, чтобы Ульяна Апполоновна приказала маме скорее вернуться. Улыбка, забота, чуткость и добрый разговор, как со своим ребёнком, всегда успокаивали.
Помню, как Римма Александровна Коткина, преподаватель географии и природоведения, выращивала в своём кабинете помидоры и огурцы, делала для всех желающих выставку. А потом коллеги помогали собирать урожай и с удовольствием поедали овощные салаты и нарезки. Было очень вкусно, по-особенному вкусно!
Всезнающие библиотекари старались увлечь меня интересной литературой, журналами, газетами. Но, кроме этого, меня привлекал мир картотек, печатей на книгах и великая тайна, которую мне никак не выдавали: почему номер в книге и печать проставляется дополнительно на 17-й странице.
Я считала это каким-то таинством, поэтому на всех домашних книжках проставляла печати и номера, что в дальнейшем запутало мою маму при сдаче литературы в библиотеку.
Именно в педучилище я полюбила музыку. Тогда в образовательную программу студентов входили индивидуальные занятия игры на музыкальных инструментах. Я частенько была на этих уроках. «С рук студентов» я скопировала «Лунную сонату» и «К Элизе» Бетховена на фортепиано. На меня так повлияли эти произведения, что однажды, не предупредив маму, без документов, я отправилась сдавать экзамены для поступления в музыкальную школу. Поступила и успешно окончила её!
Прошли годы… Но вышеназванные произведения остались единственными, которые я до сих пор могу сыграть наизусть. Настолько сильна связь с детскими эмоциями и с теми студентами, которые не только не прогоняли меня со своих занятий – репетиций, но ещё и уделяли внимание, помогали укрепиться тому интересу, который стал частью моей жизни.
Я помню многих студентов из моего детства. Встречаюсь с некоторыми из них уже в своей профессиональной деятельности. И несмотря на то, что я не помню всех поимённо, всё равно узнаю их глаза и улыбки, всегда здороваюсь. И тепло на душе оттого, что они тоже меня узнают и приветствуют!
Я благодарна педагогам Валентине Фёдоровне Кычиной, Тамаре Андреевне Дуркиной, Елене Сергеевне Саблиной, Светлане Александровне Епифановой, на чьи уроки я тихонько проникала. Это изо, музыка, окружающий мир, физкультура, история, занятия по методике преподавания разных дисциплин.
В 80-е годы в стране была популярна ритмическая гимнастика. Моя мама первая стала развивать этот вид оздоровительных занятий в Нарьян-Маре. Я помню, как всё начиналось. Вечерами сначала студентки из общежития приходили на ритмику, потом подтягивались и городские жители. Старательно я выполняла упражнения вместе с женщинами и девушками. Иногда скакала рядом с мамой, представляя себя такой же красивой, грациозной, как и она. Сегодня эти воспоминания вызывают у меня улыбку.
Когда стала старше, мы с мамой жили уже в своей квартире. Но всё равно до поступления в вуз после школы я каждый день приходила в колледж. Мне удавалось иногда присутствовать на уроках Филипповой Любови Ивановны, Зыбкиной Альбины Владимировны, Медведевой Галины Брониславовны, Панфёровой Татьяны Ивановны и, конечно же, Канюковой Людмилы Васильевны. Но эти занятия я воспринимала уже более осознанно. Назарова Галина Алексеевна, Овчинникова Надежда Прокопьевна, Дресвянкина Нина Борисовна до сих пор меня, уже взрослую женщину, называют при встрече  Анечкой, Анюткой. Я чувствую по теплоте их взгляда, что для них я та же девочка – «дочь полка», в жизни которой все эти женщины так или иначе принимали участие.
У каждого преподавателя были свои «педагогический голос» или методика урока, каждый обладал какой-то особой волшебной силой…Всё это меня бесконечно завораживало, и я мечтала учить детей так же, как это делают они.
И сегодня, будучи преподавателем, понимаю, что причиной этого волшебства на занятиях был высокий профессионализм педагогов, их любовь к делу, к детям и стойкое убеждение в высокой миссии профессии – учитель.
Воспитание человека, личности, гражданина своим примером – вот тот высокий ориентир! И только в этом случае можно развить те волшебные качества, которые помогут в дальнейшем выпускникам стать профессионалами.
Сегодня у меня нет сомнений, что именно преподаватели Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа имени И.П.Выучейского, кузницы педагогических кадров Ненецкого автономного округа, и повлияли на мой выбор будущей профессии.
А те молодые люди, которые здесь учатся или ещё планируют поступать, пусть не сомневаются: вами занимаются профессионалы, чьи сердца и умы ковались огромным опытом прошлых поколений настоящих педагогов!
Я люблю тебя, колледж, и благодарю за всё! Процветания и новых вершин! С юбилеем!

Анна Александровна Сыровенко