Вы здесь

Школам Большеземелья – 90 лет

Нынешний год для школ Большеземельской тундры – юбилейный. Девять десятилетий назад, точнее в 1926 году, первый съезд Советов самоедов принял решение о распространении начального образования среди кочевого населения.

Тогда с этой целью была развернута сеть школ I ступени для ненцев и коми в деревне Сявта, Егор-Вань (п. Хорей-Вер). Все эти учреждения были предназначены для обслуживания кочевников и полностью отнесены на госбюджет.
Решение об обязательном открытии школы I ступени в выселке Мадора было принято 27 ноября 1926 года. Однако из-за отсутствия детей, школу вовремя открыть не смогли, поскольку оленеводы уже выехали на зимние стойбища. Работать школа в Мадоре начала лишь с 1 января 1927 года, когда всех детей забрали из тундры.
Одним из первых учителей Мадорской начальной школы был Шишкин Пантелей Семёнович. В те годы родители не хотели отдавать детей в школу. Учителю приходилось вести пропаганду о необходимости дать ребятишкам тундры начальное образование. Педагогу Шишкину было нелегко, но энергичный и общительный молодой человек не пасовал. Он быстро влился в тундровую жизнь и познакомился с оленеводами. Пантелей Семёнович ездил на оленьих упряжках от стойбища к стойбищу оленеводов, в бригады охотников и рыбаков, агитируя отдать детей в школу. Сотни верст исколесил он по тундре. Ни холод, ни угрозы кулаков и шаманов не пугали смелого проводника идей советской власти.
Первоначально школа размещалась в частном доме Беляева Василия Фёдоровича. Он выделил одну комнату, понимая, что детям надо учиться. В этой комнате дети одновременно жили и учились. Здесь были сделаны трехъярусные нары-полати, где спали ребятишки, техничка и учитель. Занятия проходили при керосиновой лампе, а иногда и при фитиле. Пантелей Семёнович был детворе и учителем, и ночной няней. Он прекрасно играл на струнных музыкальных инструментах и с удовольствием исполнял произведения для детей и взрослых.
Среди первых учеников Мадорской начальной школы были Ноготысый Василий, Вылка Ефим, Хатанзейский Егор, Ваньбаз Фёдор, Валейский Филипп. Кропотливая и повседневная работа по организации процесса обучения дала положительные результаты.
Надо сказать, что в те годы иметь 4-летнее начальное образование было большим достижением для неграмотного населения. В основную задачу преподавателя входило научить тундровиков читать, писать, считать, составлять деловые бумаги – заявления, расписки, акты, письма. Люди, получившие начальное образование в те времена, впоследствии работали продавцами ларьков, магазинов, учетчиками по просчету оленей, председателями, секретарями тундровых советов. Потом, будучи взрослыми, некоторые продолжали учиться дальше.
В начале 30-х годов прошлого столетия в Мадорской школе учились братья Ануфриевы Степан Герасимович и Семён Герасимович – дети потомственных оленеводов, известные в округе люди. Семён Герасимович – один из старейших жителей поселка Хорей-Вер, недавно отметил 95-летний день рождения. Их учителями были Кожевин Пётр Маркович, Фирсов Азарий Разумникович, Куркин Ануфрий Степанович. Все они были выпускниками Ненецкого пед-училища. Позднее Фирсов Азарий, например, стал одним из первых выпускников педагогического отделения Института народов Севера. Свое образование он начинал в церковно-приходской школе села Колва. Как человека, имеющего особую тягу к знаниям, его направили в распоряжение комитета Севера с уклоном народного образования (источник: брошюра «Колва – коми-ненецкое село). По окончании учебы Фирсова Азария направили в п. Хоседа-Хард, в центр Большеземельского района, а затем перевели в п. Хорей-Вер. В те годы в Мадору (Хорей-Вер) приезжает выпускница Нарьян-Марского педучилища Патокина Клавдия Ивановна. Она работала там с 1942 по 1946 учебный год. В тот период по педагогическому составу Мадорская начальная школа была одной из самых сильных национальных школ Ненецкого округа.
В 50-х годах туда приезжают учителя, имеющие среднее педагогическое образование: Семяшкина В.С., Ветлугина Г.П., Боева А.Н., Филиппов Л.Т., супруги Ануфриевы Григорий Алексеевич и Лариса Павловна.
В связи с реорганизацией семилетней школы в поселке Хоседа-Хард, этот статус с 1965 года получает школа в Хорей-Вере. В дальнейшем она становится 8-летней, потом – 9-летней. А статус средней общеобразовательной школы она получила уже с 2003 года.
В Хорей-Верской школе в разные годы работали: супруги Поповы, Беляевы, Вонгуевы, Тайбареи, Чугулевы, Рыжие, Бобрикова Е.Н., Хабарова С.Р., Рочева Л.А., Хатанзейская Л. Н., Хатанзейский Е.Ф., Хатанзейская Г.М., Хатанзейская Л.М., Фирсова Л.С., сестры Апицины, Гонтарь Н.А.
Все учителя и воспитатели пришкольного интерната оставили яркий след в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
С 2001 по 2014 год директором школы была Татьяна Геннадьевна Крохина. Это под ее руководством и неутомимой энергией учащиеся Хорей-Верской школы в 2010 году перешли в новое современное здание. Сейчас учреждение возглавляет Татьяна Николаевна Рыльцина. Педагогический коллектив молодой. Трудятся там в основном бывшие выпускники Хорей-Верской школы.
Школа для каждого из нас остается светлым и радостным островком детства. Взрослому никогда туда не вернуться. И только учителя на этом острове имеют постоянную прописку, ведь школа для них – родной дом.
Учителя как свет в пути.
Какое ж нужно огромное сердце
    иметь в груди,
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовеки не мог стереться!

Любовь Степановна
Фирсова, ветеран
педагогического труда