Вы здесь

Родителям пора в школу

В минувшее воскресенье мамы всей страны принимали поздравления с праздником. Появление ребёнка для женщины – огромное счастье. Нередко наши землячки становятся мамами, принимая в семью брошенных детей и детей-сирот, берут на себя всю ответственность за них.

На сегодняшний день взять в семью ребёнка-сироту можно только после получения свидетельства об окончании школы приёмных родителей.
– В Ненецком округе школа начала работать в 2010 году, когда замещающие родители ещё не были обязаны проходить обучение. Однако все, кто собирался принять чужого ребёнка, приходили на обучающие семинары. Группы набирались 4-5 раз в год, не менее чем по шесть человек. Занятия проводились на базе средней школы имени А. П. Пырерки. В то время там проживало и обучалось самое большое количество детей-сирот, и учреждение помогало нам в организации курсов, – рассказывает председатель комитета по семейной политике, опеке и попечительству Департамента здравоохранения труда и социальной защиты населения НАО Галина Гуляева.

ПоДАРили полномочия
С 2013 года в законе появилось новое требование: чтобы стать приёмным родителем, нужно пройти обучение. Исключение составляют лишь близкие родственники детей: бабушки, дедушки, братья, сёстры, а также люди, которые уже были или являются опекунами или усыновителями и не отстранялись от этих обязанностей.
В этом же году полномочия по организации подготовки кандидатов в приёмные родители переданы центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР».
– Главная цель школы – помочь людям осознать, на что они идут. Ещё одна задача – остановить на начальном этапе тех, кто ещё не готов сделать этот шаг. Это важно понять именно на этапе подготовки, а не когда ребёнок уже находится в семье. Иногда потенциальные приёмные родители, окончив курсы, уверены, что смогут ими стать, но в итоге отказываются от этой идеи, – продолжает Галина Гуляева. – Нам эти курсы помогают лучше узнать людей. Бывает, что на приёме человек производит одно впечатление, а во время занятий – совсем иное. Это важно, поскольку закон требует оценить моральные и нравственные качества кандидата в приёмные родители.
Не всегда слушателями курсов становятся люди, пожелавшие взять приёмного ребёнка. Иногда приходят просто для саморазвития, ведь занятия помогают лучше понять и своих детей. Кроме того, на курсах имеют возможность повысить свою квалификацию молодые специалисты комитета по семейной политике, опеке и попечительству и Центра содействия семейному устройству «Наш дом».
Школа приёмных родителей развивается и совершенствуется, становится всё более интересной для слушателей. Система работы – российско-норвежская.
К ней уже присоединились арктические регионы страны.

Полное погружение
Занятия разделены на четыре блока: юридический, психологический, социальный и медицинский. Слушателей знакомят с нормативно-правовыми основами передачи в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассказывают о трудностях, которые могут возникнуть в приёмной семье,  объясняют, как их преодолеть. Специалисты показывают фильмы, посвящённые проблемам социального сиротства, специализированные видеоролики по профилактике жестокого обращения с детьми.
– К школам приёмных родителей есть общие требования, которые должны исполняться в каждом субъекте страны, но есть и отличительные особенности, – рассказывает Оксана Зенина. – Во многих регионах занятия проводятся в течение 2-3 месяцев по выходным. У нас же проходят в режиме полного погружения: каждый день по несколько часов. Такой интенсивный курс уже оправдал себя. Есть и эксклюзивная тема – занятия по родологии. Их проводит руководитель детского центра «Красный лис» Елена Абеленцева.
Ежедневное общение помогает слушателям сдружиться, им легче участвовать в групповых тренингах, выполнять упражнения, в которых надо рассказать о себе. Курсы проходят в доверительной атмосфере, в конце каждого занятия будущие приёмные родители могут задать все волнующие вопросы.
После цикла лекций специалисты проводят индивидуальные консультации для семей.
– Важно понимать, что дети, потерявшие родителей, семью, как правило, имеют особенности развития. Принимая их в свою семью и воспитывая, необходимо использовать правильные психокоррекционные направления. Поэтому мы всегда говорим будущим приёмным родителям, что они могут обратиться к нам за помощью в любое время, – добавляет Оксана Степановна.
Кроме того, специалисты дают и простые житейские советы, к примеру, как правильно провести первый день с ребёнком дома, как подготовить квартиру к его приходу. Обсуждают, как изменится жизнь в семье с его появлением.
Свидетельство, полученное в школе приёмных родителей Ненецкого округа, действует в течение всей жизни. В том числе и в других регионах.
Занятия проводятся по мере комплектования группы. Кандидатам в замещающие родители, проживающим в сёлах округа, оплачивается проезд до Нарьян-Мара и обратно, а также проживание в гостинице.
За годы существования школы курсы проводились 30 раз, подготовку прошли 203 семьи, 116 из них взяли детей на воспитание, 18 семей отказались от приёмных детей и вернули их в детский дом.
– Случается, что детей возвращают. Это происходит прежде всего потому, что родители не могут принять ребёнка таким, какой он есть, не могут его полюбить. А он чувствует это, ему не может быть комфортно в этом доме, он начинает обманывать взрослых, хулиганить. В результате возникают конфликты, непонимание, и в итоге ребёнок снова оказывается в учреждении. – считает Галина Гуляева.
Чаще всего приёмные родители не делают громких заявлений о том, что взяли ребёнка. Не считают это подвигом, а просто по велению сердца становятся мамами и папами детям, которые остались в одиночестве.
С одной из этих мам мне удалось познакомиться. Она обычная женщина, наша с вами землячка, работает в одной из школ города.
– У меня пятеро детей: две дочери и трое сыновей. Все они уже выросли, – начинает она нетороп-ливый рассказ. – Старшие дети живут в других городах, сыну 20, служит в армии, младшая дочь учится на первом курсе Ненецкого аграрно-экономического техникума. Старшие уже создали семьи, подарили мне четверых внуков. Дети выросли, а я чувствовала, что могла дать силы и энергию ещё одному ребёнку.

С первого дня называл мамой
С этими мыслями женщина обратилась в комитет по семейной политике, опеке и попечительству, где ей для начала предложили пройти школу приёмных родителей.
– Именно благодаря курсам я поняла, что справлюсь с ответственностью, которую собираюсь на себя возложить. На лекциях и практических занятиях мы знакомились с приёмными родителями, рассматривали различные ситуации и сложности, которые у них возникали, – продолжает женщина.
Она думала, что возьмёт себе ещё одну девочку. Воспитает её, научит всему, чему учила родных дочерей.
Но разве можно запланировать пол будущего ребёнка? Вот и в этот раз не получилось!
Той осенью в детский дом попал мальчик. За свои четыре года он чего только не пережил. Родился в одном из небольших городов Архангельской области, у матери его забрали, поместили в детдом. Затем попал в семью, проживающую в одном из посёлков округа, но не стал в ней родным. Пришлось снова поменять место жительства.
– Худенький он какой-то, да и маленький, – засомневалась будущая сестра на первой встрече с мальчуганом.
– Ну и что, вырастет! – твёрдо заявила будущая мама.
После знакомства у них было ещё несколько встреч, с каждым разом уходить и оставлять его в казённых стенах становилось всё сложнее. Она и сейчас со слезами вспоминает эти тяжёлые минуты.
– Я эту близость между нами почувствовала сразу, он чем-то напоминал мне старшего сына, даже внешне на него похож был.
Спустя время, когда наконец-то оформили все документы, малыш пришёл домой.
– Дети меня поддержали, все приняли его в семью, а он с первого дня начал называть меня мамой, – вспоминает женщина.

Потому что мальчик хороший
Когда берёшь такого ребёнка, важно не ограничивать его, а открыть ему мир как можно шире, считает наша героиня. По крайней мере, она поступила именно так. Мальчик сразу пошёл в детский сад и начал посещать спортивные секции. В свои четыре года он был совсем маленького роста, меньше метра, его не хотели брать в бассейн, но мама настояла. Ещё записала его на танцы и в лыжную секцию. Вместе они ходили в библиотеку и на все концерты в «Арктику», перечитали десятки книжек и болтали обо всём на свете.
С мамой, сестрой и бабушкой живёт больше трёх лет. Он уже совсем не малыш, ходит в первый класс, умеет читать, имеет медали и грамоты за спортивные достижения и ещё занялся музыкой, кстати, тоже успешно.
– Что было самым сложным для меня, – задумывается женщина, – наверное, детские болезни. У мальчика оказался атопический дерматит, выявили проблемы с органами дыхания. Не раз болел, попадали в больницу, но справились! Уже два раза мы были на море, каждое лето ездим в гости к старшим детям, мои внуки стали ему настоящими друзьями.
Сейчас он чувствует себя мужчиной в доме, сам выносит мусор, подметает пол, вытирает пыль, убирает после еды грязную посуду. Словом, не доставляет маме больших хлопот. Правда, однажды всё-таки поставил её в неудобное положение.
– А почему ты именно меня отсюда забрала? – громко заявил на весь автобус, когда ехали мимо детдома в бассейн, разумеется, вызвав удивлённые взгляды всех пассажиров.
– Потому, что ты очень хороший мальчик…