Вы здесь

Совет уполномочен заявить

На Высшем совете при губернаторе НАО главы муниципальных образований, руководители органов исполнительной власти и депутаты обсудили реализацию окружного закона о перераспределении полномочий.

Высший совет – как высший свет. Только первые лица и важные вопросы. Заседание, которое состоялось во Дворце культуры «Арктика», стало финалом традиционного семинара глав муниципальных образований. Но, скорее, поставило не точку, а выразительное многоточие.
На повестке дня – два вопроса. Первый и самый важный – о перераспределении полномочий местного значения на территории региона. Хотя в данном случае словосочетание «повестка дня» не более чем привычный штамп. Ведь встреча глав муниципалитетов и руководства региона состоялась вечером трудного дня в конце рабочей недели. Может и в этом причина, что градус дискуссии о применении закона № 95-оз оказался не так высок. А ведь по поводу данного закона мэрия три года назад даже обращалась в окружной суд. В исковом заявлении было указано, что некоторые статьи данного закона противоречат Конституции и Европейской хартии местного самоуправления. Но суд отказал в удовлетворении иска. Не встал на сторону мэрии и Верховный суд, куда была направлена апелляция. А до суда в Гааге дело так и не дошло.

Суть да дело
– Законодательство в сфере местного самоуправления динамично меняется. Со времени реализации всем известного федерального закона № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уже внесены порядка 140 изменений, – отметил докладчик по данному вопросу Павел Рахмилевич, руководитель департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления и внешним связям округа. – С 2014 года, согласно принятию окружного закона №95-оз, в регионе значительная часть полномочий была перераспределена и перешла с муниципального на региональный уровень. Так, из сельских поселений на уровень округа ушли полномочия в сфере культуры и спорта, из городского округа и Заполярного района – полномочия в сфере образования, спорта и культуры и ряд других, из ведения МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» – сферы ЖКХ и дорожной деятельности.
Эти изменения были встречены неоднозначно, но в условиях беспрецедентного падения доходов и дефицита регионального бюджета необходимо было искать механизмы наименьшей финансовой нагрузки.
Среди минусов, в результате реализации данного закона, докладчик отметил нарушение взаимодействия между муниципалитетами, а также отсутствие взаимодействия глав сельских поселений с учреждениями, которые ранее находились в ведении Заполярного района. Положительной стороной законодательных изменений стала централизация исполнения полномочий и сокращение излишних административных органов.
Система управления в округе была перестроена. За три года существования раздоры поутихли, но на стыке полномочий региональной и муниципальной власти проблемы все же продолжают возникать.

Необходимы коррективы
– До принятия 95-го окружного закона в 2014 году в градостроительной деятельности региона был весьма серьезный провал. Не были разработаны правила землепользования и застройки, градостроительные документы. Сейчас необходимая документация готовится, – сказала Валентина Саутина, первый заместитель руководителя окружного Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта. – По результатам трехлетней реализации данного закона приходим к выводу, что предыдущая система распределения полномочий не была совершенной, но и действующая схема работает не так, как хотелось бы.
Действительно, проблема недостроев в муниципалитетах остается, как и трудности в сфере ЖКХ. Участники дискуссии и докладчики сетовали, что в нынешнем виде окружной закон о распределении полномочий не работает так, как это ожидалось. Вывод – необходимо внести коррективы.
Руководители профильных департаментов доложили собравшимся о ситуации с реализацией молодежной политики на местах, о культуре, муниципальном земельном контроле.

Согласились, но...
Глава Заполярного района Алексей Михеев постарался расставить все по своим местам. В первую очередь по генпланам, ЖКХ и строительству жилья.
– В части градостроительной деятельности не соглашусь с выступлением предыдущего докладчика, – отметил Алексей Леонидович. – Генеральные планы и правила землепользования и застройки по всем поселениям были разработаны и приняты в 2007-2008 годах. Насколько они, спустя несколько лет, оказались  актуальны – другой разговор. Мы согласились в свое время с принятием 95-го закона, чтобы строительство, особенно в сельских поселениях, было сосредоточено в одних руках. Но затем, в феврале 2016 года, полномочия по социальному жилью вновь перешли на уровень района, но уже без финансового обеспечения.
Также актуально для нас возвращение полномочий в части контроля земельного законодательства, особенно со стороны компаний-недропользователей, работающих на территории Заполярного района. Есть проблемы по взаимодействию и с учреждениями культуры. Парадоксально, но спортивная сфера сбоев не дает, мероприятия проводятся. Ведь ФОКов в поселениях пять, здания новые, нет проблем с материально-технической базой. А по сельским учреждениям культуры проблем много.
Тему полномочий в сфере земельного законодательства подхватил и мэр города Олег Белак.
– Напомню о существовавшем в свое время открытом противостоянии городской власти и власти округа, – обратился к присутствующим Олег Онуфриевич. – В результате всех перипетий мы не отвечаем за основное – за городское хозяйство, дороги, строительство и так далее. Необходимо пересмотреть некоторые решения, в том числе и передачи ряда предприятий и свалок.
Проблему свалок, ставшую чрезвычайно острой этим летом, продолжил в своем выступлении глава городского поселения «Рабочий поселок Искателей» Григорий Коваленко.
– Сегодня мы попали в законодательную вилку между федеральным законом №131 и региональным законом № 95. В результате не можем нормально действовать на своей территории, –  не скрывал эмоций Григорий Борисович. – Дом культуры в поселке закрыли и сейчас расходуют деньги на его охрану. Полная неразбериха и с выделением земельных участков для многодетных семей.
Основные проблемы, связанные с перераспределением полномочий, главы муниципалитетов обозначили в таких сферах, как ЖКХ, земельные отношения, строительство жилья, социальных объектов, взаимодействие с руководителями домов культуры. Квинтэссенцией того, что думает на самом деле руководство сельских поселений, стало выступление главы Приморско-Куйского сельсовета.

Будем жить дальше
– С непопулярным законом за три года обжились, – сказал Виктор Таратин. – Но возникает много вопросов на стыке полномочий. Например, непонятно кто сейчас готовит участки под жилищное строительство? Я – глава, но по сути никто, так как кругом полномочия окружные и районные. Мое мнение – важно передать работу с трудными семьями на откуп муниципалитетам.
В защиту действующего окружного закона – в части осуществления полномочий в сфере образования, культуры и спорта – выступила вице-спикер регионального парламента Татьяна Бадьян.
– Считаю, что у этого закона больше плюсов, чем минусов, – отметила она. – Возвращение школ в государственное управление было направлено на создание единого образовательного процесса. Появилось значительно больше возможностей для финансирования расходов – и качество образования будет улучшаться. В нынешних условиях наработанное необходимо только совершенствовать и укреплять.
Точку в дискуссиях поставил врио губернатора округа Александр Цыбульский, который обозначил годы действия закона о перераспределении полномочий в НАО термином «эксперимент». Действительно, округ стал единственным регионом в стране, где такой документ был принят и действовал в течение нескольких лет.
– Я ожидал других докладов и анализа, – отметил глава региона. – Придется еще не раз вернуться к обсуждению существующего окружного законодательства. В  ближайшее время проанализируем эффективность принятого 3 года назад окружного закона. Обязательно обсудим эти результаты с главами поселений и при необходимости отрегулируем законодательство. Но существующие проблемы не решатся только возвращением полномочий. Дискуссия по этому поводу сейчас бурно ведется между регионами и центром. Возможно, ситуацию решит асимметричная федерация. Но решения об изменении системы управления должны быть взвешенными и аргументированными, чтобы не допустить ее разбалансировки. Большая часть проблем обусловлена ограниченностью финансовых ресурсов, и возврат полномочий не станет панацеей.
Глава региона поручил руководителю профильного департамента Павлу Рахмилевичу держать ситуацию под контролем и быть в постоянном диалоге с главами муниципалитетов. Еще один шаг был сделан по инициативе спикера регионального парламента Анатолия Мяндина. На базе Собрания депутатов НАО создана рабочая группа с участием представителей всех заинтересованных сторон с целью усовершенствования действующего закона о перераспределении полномочий.

 

Виктор Кмить, депутат Собрания НАО:
– Согласен с мнением Александра Цыбульского, что предметного, принципиального, острого разговора не получилось. Руководители местного самоуправления поселений, городского округа и муниципального района, пусть с разной степенью подготовки, не всегда последовательно, но уверенно и убежденно называли проблемы, с которыми они столкнулись в результате принятия закона, а также предлагали какие-то пути их решения.
К сожалению, другие руководители не стали затруднять себя сбором и анализом фактических данных за три года действия закона, построением убедительной системы аргументов, доказывающих его несомненную полезность. Поэтому мы будем благодарны жителям и главам поселений, руководителям предприятий и учреждений за их мнение: улучшилась ли работа в сфере образования и культуры, землеустройства, строительства и ЖКХ за последние три года или нет.