Вы здесь

У нас не было времени на панику

На церемонию награждения собралась вся Каратайка, прибыли жители из других населённых пунктов, гости / фото Александры Берг

В Каратайке наградили жителей, которые спасли пострадавших в авиакатастрофе Ан-2

 

Губернатор НАО Юрий Бездудный наградил жителей, которые помогли в эвакуации и оказании первой помощи пострадавшим при жёсткой посадке Ан-2.

До маленького заполярного посёлка на правом берегу реки Янгарей два часа лёту, а то и меньше при попутном ветре.

Вертолёт загружен коробками с подарками, цветами, упакованными в изолон, чтобы не погибли на морозе. Праздничный груз везут в Каратайку для награждения жителей, которые 9 января стали героями.

Все сидячие места, дополнительные скамейки заняты. Те, кому мест не хватило, аплодируют землякам стоя в фойе ДК.

– Очень приятно быть сегодня вместе в одном зале. Мы общались с вами по видеоконференцсвязи после трагедии. Но онлайн невозможно передать те чувства, которые хотелось выразить, познакомившись с вами лично, обняв, пожав руки. 9 января ничто не предвещало беды. Когда пришла первая информация – сердце сжалось. И трагедия была бы страшнее, если бы не героизм многих людей, которые сегодня сидят в этом зале. Каратайке есть кем гордиться. Вы все – настоящие герои. Самая большая награда за этот подвиг – спасённые жизни людей, – благодарит жителей губернатор НАО, секретарь ненецкого регионального отделения партии «Единая Россия» Юрий Бездудный.

Он вручил всем, кто помогал пострадавшим при жёсткой посадке Ан-2, почётные грамоты и подарки.

Медали МЧС России «За спасение на пожаре» вручили ученикам Каратайской школы 9-летнему Илье Хатанзейскому и 14-летнему Александру Хатанзейскому, студенту Андрею Хатанзейскому и оленеводу Михаилу Янгасову.

Они вчетвером спасли остальных пострадавших из упавшего самолёта. Об этом наша газета уже писала.

– В то время наши спасатели находились в вертолёте в Нарьян-Маре, но из-за погодных условий не могли вылететь. Мы всем сердцем были с вами и переживали, как развивается ситуация. Когда стала поступать информация, что пострадавших эвакуируют, всё слаженно, оперативно – немножко выдохнули. И сами пострадавшие на месте крушения смогли оказать помощь, не запаниковали, не испугались, – награждает собравшихся начальник ГУ МЧС России по НАО Дмитрий Зайцев.

Полный список тех, кто выехал в пургу к разбившемуся самолёту, помогал эвакуировать людей, оказывал первую помощь, мы публикуем в конце этого текста. А сейчас расскажем о некоторых из них.

 

Алексей Вехарев

 

Тот день начальник посадочной площадки посёлка Каратайка Алексей Вехарев помнит в мельчайших подробностях.

Первый самолёт, следующий в посёлок из Нарьян-Мара, успешно приземлился. Алексей ждал второй борт – из Усть-Кары. Метеоусловия стали ухудшаться, информацию он передал командиру.

– Ан-2 стал кружить над посёлком. Небо резко затянуло туманом, я видел только брюхо самолёта. У нас такие метеоусловия часто, – объясняет Алексей. – 9 января я получил информацию, что самолёт пошёл на запасной аэродром в Варандей. А уже после – координаты жёсткой посадки от командира первого самолёта.

В аэропорту Алексей Вехарев работает 4 года. Раньше здесь трудился его отец.

– Получив координаты, где разбился самолёт, я поехал до дядьки Андрея Нефёдова, он хорошо знает тундру. Вбили эти координаты в телефон, он сразу место выдал. Поняли, как ехать, выдвинулись. Встретили по дороге односельчанина Дмитрия Выучейского. Уже втроём отправились туда. Прибыли первые, – продолжает собеседник.

Самолёт упал в нескольких километрах от посёлка. В ясную погоду это расстояние можно преодолеть на снегоходе меньше чем за полчаса. А тогда казалось, что дорога бесконечна. На звук приближающейся техники вышел оленевод Михаил Янгасов, один из пассажиров упавшей «аннушки».

– До последнего была надежда, что все живы, но оказалось не так. Через пять минут прибыла основная бригада с медиками и главой сельсовета Яковом Усачёвым. К эвакуации уже всё было готово, пассажиры постарались. Мы выехали в посёлок, – вспоминает Алексей Вехарев.

 

Анюла Мандышканова

 

На место крушения выехали два медика Каратайской амбулатории. Они определили степень тяжести пациентов, кого в каком порядке эвакуировать в посёлок.

В ФАПе осталась медицинская сестра Анюла Мандышканова. Она встречала, принимала и размещала пострадавших.

– И пациенты были тяжёлые, и их эмоциональное состояние. Одна девушка всё время повторяла: «Что произошло? Я же спала». Приехали все замёрзшие, сперва их укутывали одеялами, потом стали смотреть, у кого какие повреждения. Мы тоже были в шоке, но собрались и сколько сил было – столько и вложили.  Молились и лечили, – говорит Анюла.

В тот день Каратайская амбулатория из стандартного набора кабинетов превратилась в полноценную больницу.

Медицинская сестра вспоминает: коек не хватало. Кому накладывали гипс, кому швы, делали перевязки.

Уже после медики Ненецкой окружной, Архангельской областной клинической больниц отмечали, что если бы не первая помощь, оказанная в Каратайке, жертв происшествия могло быть больше.

Анюла приехала в Ненецкий автономный округ из Республики Алтай по программе «Земский фельдшер». Обязательный срок работы по контракту закончился, но медик осталась.

– В 2014 году приехала в Каратайку. Сначала было непривычно, а теперь уже и корешок пустила, у меня ребёночек здесь появился, – улыбается медицинская сестра.

В родной республике она работала на скорой помощи, помогала пострадавшим в ДТП. Январская трагедия в Каратайке была для неё первым авиапроисшествием, с которым пришлось столкнуться на практике.

– Первыми приехали дети. Илюшка забежал – это мой ученик, я с октября работаю и психологом в школе, смотрю, а у него только ссадина на голове. Мальчик был в шоке, молчал. Потом уже, когда маму увидел, мы швы накладываем, а он: «Ай-ай, больно! Не делайте так больше», – рассказывает Анюла.

 

Андрей Хатанзейский

 

Одним из первых в амбулатории оказался Андрей Хатанзейский. «НВ» уже рассказывала о нём: молодой человек связался со спасателями, забравшись на крышу упавшего самолёта, тушил загоревшийся двигатель, помогал эвакуировать пострадавших. При крушении Ан-2 он сломал ногу. Правда, понял это не сразу.

– Когда мы уже сделали всё, всех вытащили, одна девушка крикнула: «Кажется, у меня сломана рука». Я посмотрел на свою ногу и понял, что с ней что-то не так. Дальше двигаться не мог, ждал спасателей, – ранее рассказывал Андрей.

Сегодня он возвращает костыли, выданные в амбулатории, обратно. Хотел сделать это лично.

– Я их брал, я их и вернуть должен, – отмечает Андрей.

– Тебе ведь они ещё могут понадобиться, – разводят руками медики в Каратайке.

– Мне уже ходить надо, – отвечает Андрей и передаёт сотрудникам амбулатории подарок в благодарность за оказанную помощь.

Скромный четверокурсник Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа отказывается от интервью. Говорит, не о чем рассказывать: любой на его месте поступил бы так.

– У Андрея такая выдержка! Достойного человека воспитали! Он ведь не только пострадавшим помогал. Он и нас в амбулатории всё спрашивал, что нужно, – рассказывает Анюла Мандышканова.

На награждение в Каратайку с Андреем приехала его мама Татьяна. Она гордится сыном, всюду ходит с фотоаппаратом, чтобы сделать кадр на память. Кажется, переживает те события сильнее, чем он – со слезами на глазах слушает все благодарности в адрес родного человека.

Уже в вертолёте она достаёт из пакета грамоту сына, вчитывается в каждое слово – это её мальчик стал таким взрослым и смелым. Андрей кладёт маме голову на плечо, она нежно гладит его по голове.

 

Галина Рочева

 

Врач общей практики амбулатории Каратайки Галина Рочева была в числе тех, кто отправился на место крушения самолёта. Прямо там оказывала первую помощь пострадавшим.

– С таким количеством тяжёлых пациентов столкнулись впервые. У нас не было времени на панику. Нужно было оказывать помощь, стабилизировать состояние. Старались и сохранили жизнь каждому, кто попал в нашу амбулаторию 9 января. Всё время мы держали связь с реаниматологами Ненецкой окружной больницы, санавиацией, главврачом поликлиники Заполярного района Александром Балабоном, – вспоминает Галина Рочева.

Она работает в посёлке уже 25 лет. Здесь её малая родина.

– С детства мечтала стать доктором, лечила своих кукол. Я по специальности врач-педиатр, многие мои университетские товарищи работают в Ненецкой окружной больнице. Педиатр – очень благодарная и благородная профессия, я особенно люблю работать с детьми, – рассказывает врач.

Сейчас её главное желание – узнать, что все пострадавшие в авиакатастрофе здоровы и находятся дома.

– Мы стараемся общаться с пациентами, которые оказались у нас в тот день. Из Архангельска уже всех выписали, кто-то нам уже звонил. Очень переживаем за пациента, который всё ещё находится в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, – говорит Галина Рочева.

 

Братья Хатанзейские

 

Из окна амбулатории врач с улыбкой наблюдает, как гуляют по посёлку Илья и Саша Хатанзейские. Они вернулись в Каратайку одними из первых.

– Вертолёт только приземлился, смотрим, а там уже ребята, флаги, плакаты. Такая суматоха была, все подходили, ребят поздравляли, – улыбается мама мальчиков Алёна.

Илья улыбается, говорит, в подарке, который вручили сегодня, – новый телефон.

И глядя на ребят, понимаешь, что жизнь продолжается…

 

Почётными грамотами Администрации НАО и благодарственными письмами губернатора НАО были награждены:

Андрей Беркут,

Андрей Валей,

Сергей Васильев,

Алексей Вехарев,

Александр Вылко,

Дмитрий Выучейский,

Алексей Королёв,

Егор Лагейский,

Римма Лагейская,

Константин Лесников,

Дмитрий Манзана,

Анюла Мандышканова,

Любовь Михайлова,

Андрей Нефёдов,

Яков Рочев,

Галина Рочева,

Александр Селяков,

Никита Тайбарей,

Николай Тайбарей,

Александр Усачёв,

Яков Усачёв,

Евгений Филиппов,

Владимир Чупров,

Виктор Вокуев,

Ольга Филиппова.