Вы здесь

Негладкие дорожки Нины Гладкой

Нина Михайловна Саукова / Фото автора

Трудно поднималась наша страна после Великой Отечественной. Но раны войны неуклонно затягивались, порушенное хозяйство восстанавливалось.

А в пору, когда подросли дети войны, родившиеся в те тяжкие годы или в первые послевоенные, – хозяйство народное развивалось невиданными темпами благодаря в том числе и их самоотверженному труду.

Наш рассказ – о таком ветеране труда из села Несь – о Нине Михайловне Сауковой.

 

На новой родине

 

– Родилась я в Мезенском районе, в селе Дорогорское. В 1967 году окончила школу. Встаёт, естественно, вопрос: что дальше делать? Учиться я хотела всегда, мечтала о многом – о высшем образовании, например, хотя помогать мне было некому, мама рано умерла. Мечты о высшем образовании пришлось пока отложить, решила поступать в ветеринарный техникум в Нарьян-Маре – там студенты находились на государственном обеспечении.

По окончании техникума Нину думали отправить на работу в Великий Устюг, но она не хотела ехать в незнакомую местность, стала отказываться.

Тогдашний начальник Управления сельского хозяйства Василий Петрович Вокуев, человек принципиальный, крепко стоящий за сельское хозяйство нашего округа, вошёл в положение, разрешил: «Оставляйте Гладкую (это девичья фамилия Нины Сауковой) в нашем округе».

Хотели молодого специалиста направить в Кару, но Нина настойчиво просилась ближе к родным местам, Мезенскому району. Так и попала в Несь, тогда село относилось к этому району. До сих пор помнит тот день – 29 марта 1971 года, когда впервые прибыла в село, которое позже станет родным. Здесь, в Неси, вырастила четверых детей, теперь у неё уже семь внучат.

– А когда впервые сюда приехала, деревня встретила не очень приветливо – народ у нас такой – долго присматриваются к человеку, но когда примут, то со всей душой! – улыбается своим воспоминаниям Нина Михайловна. – Несь тогда была небольшая, это сейчас разрослась. Поселили меня, молодого специалиста, поначалу в здании ветучастка. Всегда считала: раз государство меня выучило – должна отблагодарить, отслужить, вот и работала. Спасибо людям, старшим товарищам в Дорогорском – надоумили меня поступать в техникум, не потерялась в жизни.

В Дорогорском жили родители, оставалась бабушка, брат живёт и поныне – Нина Михайловна навещает родную деревеньку, могилы родителей и бабушки каждый год. Местность там отличается от лесотундры близ Неси – тайга настоящая, дремучие сосновые боры, большая река Мезень. По Неси приходят приливы-отливы до села, в Дорогорское они не доходят.

С мужем Нина познакомилась, будучи на 4-м курсе. Родился сын, но жизнь в семье мужа не складывалась, Нина уехала на место назначения в Несь – с пятимесячным сыном на руках. Поначалу муж приезжал, но вскоре и эти краткие встречи прекратились – не сложилась семейная жизнь с ним.

 

Обязанностей – вагон и маленькая тележка

 

– Так и жила – работы было много, – с грустинкой в глазах рассказывает Нина Михайловна. – Крупного рогатого скота больше 400 голов, из них 189 коров – для малой деревни это большое поголовье. Первый свой день на работе? Конечно, помню! Встретил меня ветеринар опытный – Владимир Трофимович Фёдоров, три года довелось с ним поработать, многому у него научилась. Основной наставницей моей была Валентина Ивановна Коткина, тоже выпускница Нарьян-Марского техникума, только постарше и поопытнее, конечно. Мы с ней и теперь дружим, как сёстры. Если бы не встретился мне на жизненном пути такой душевный человек – не знаю, как бы всё обернулось…

В ведении ветеринара в хозяйстве – КРС, олени, лошади, овцы частных владельцев. Едва познакомившись с молодым специалистом, на ферме решают «взять быка за рога», объявляют Нине: «Поедешь сегодня в тундру – прививать оленей!» Видимо, хотели посмотреть на реакцию нового работника, потому что поехал, конечно, Трофимыч сам.

Перечень обязанностей ветеринара предстал перед ней во всей красе и полноте: утром и вечером – дежурство на ферме, днём – работа на участке: профилактические, диагностические исследования, проверка коров на мастит, контроль молока при каждой дойке, ежемесячные прививки скоту против бруцеллёза, туберкулёза, лейкоза, проверка и прививка лошадей от сапа… Кроме того, сезонные работы: весной – обрезка копыт.

 

Мастера китайской кулинарии

 

Кастрация бычков – отдельная тема. Их гоняли на откорм на участок Яжма, Там они отъ­едались на вольном выпасе до ноября. Вырастали за полтора года до 400, а некоторые и до 500 килограммов. Мясо хорошее, сдавали государству, колхоз перевыполнял план.

Подрастающих бычков кастрировали в июне. Это тоже, разумеется, обязанность ветеринара.

– Нет, что вы, одной с бычком не справиться – помогали скотники, пастухи, – улыбается моя собеседница. – Бычка валили, связывали, а потом уже мы приступаем к делу. Процедура для бычка не самая приятная, но ничего. Если сделать всё правильно – дня два-три погрустит, а потом всё заживает и он с удвоенной энергией жуёт травку – а травы там замечательные, луга заливные, духмяные – рай для коровок!

 

И чего ты, глупый, расщеперился?!

 

Были и тяжёлые случаи в практике ветеринара Нины Сауковой. Роды – это всегда стресс и для коровы, и для ветеринара.

Однажды звонит Валентина Ивановна: «Нина, срочно беги – корова разродиться не может!» А на ферме в это время проводилась проверка – приехали два молодых врача из Нарьян-Мара, муж и жена. Они, конечно, попытались помочь мучающейся корове, но ничего у них не получалось. Хотя в те дни Нина находилась на больничном с тяжёлым гриппом, пришлось бежать на ферму…

– Случай действительно был неординарный – телёнок шёл обвитый пуповиной, – вспоминает Нина Михайловна. – Взяла маленькие ножницы в кулак, ввела руку, наощупь разрезала пуповину, достала телёнка – живой! Ещё бы немного проволочки – и погибли оба: и корова, и приплод… До сих пор помню, с каким уважением смотрели на меня приезжие врачи!

В другой раз также позвонили ночью – корова издыхает, лежит, не может разродиться… Нине Михайловне опять пришлось срочно мчаться на ферму.

– Лежу подле коровы, пытаюсь наощупь определить, в чём дело – ничего не понятно: телёнок у самого выхода, схватки не прекращаются, а разродиться не может. И так и сяк обследую, оказывается, телёнок на самом выходе упирается ножками – как же маме, бедной, разродиться. Пытаюсь ножки свести вместе, уговариваю – и себя, и телёнка: «Ну и чего ты, глупый, расщеперился?! Страшно выходить в неизвестность? Ну да, понимаю, – там тебе тепло и сытно, у мамки-то. А ты знаешь, как на свете белом солнышко-то светит, как весело сверстники твои по лужку зелёному бегают. Ну, давай, сведём ножки-то и – на выход!». Все, кто собрался у роженицы, решили уж, что это я умом тронулась – лежу, вся мок­рая, у мычащей издыхающей коровы, бормочу что-то… Но благополучно родился красавчик.

 

Лошадь – хорошо, а олени лучше!

 

– С оленями проще – олень сам по себе, гуляет по тундре, сам пропитание добывает, да и много двигается – значит, реже болеет.

Нине Михайловне приходилось и лошадей лечить, принимать роды. А также кастрировать коней, для этой цели выделялись в помощь мужчины – валить лошадь.

– С конями эта операция особенно трудна и болезненна, и коня жалко, – признаётся Нина Михайловна. – Лошади – животные умные, всё понимают, они даже плачут, бывает. А случалось и мужчины, помощники, в обморок падали, смотришь – побледнел, бедолага, и кувырк с крупа коня, которого придерживать должен… Нет, с оленями проще работать, хотя тоже хлопот много: с раннего утра – на ферму. А часам к 8 садишься на «Буран» – и на забойку.

По весне проводится вакцинация от сибирской язвы, в сентябре – от овода.

– 13 лет одна работала, – вздыхает Нина Михайловна.

 

Перестройка и её последствия

 

В 90-е снабжение медикаментами сошло на нет, лишь иногда присылали антибиотики. Нина Михайловна собирала травы, лечила коров отварами – поила из бутылки через беззубый край челюсти – помогали доярки, скотники. Теляток маленьких поднимала весенней мокрицей, содержащей много микроэлементов, мягонькой и, видимо, вкусной – удавалось выхаживать слабеньких. Спасибо дояркам, замечательные труженицы, никогда не отказывали в помощи.

До 2009 года колхоз как-то ещё держался на плаву, назло всем перестройкам. Но, на беду, 2008-й оказался ненастным очень, пожни залиты всё лето – сена хватило только до марта, вынуждены были резать скот. Тогда осталось всего 30 коров… На ферме холодно – о ремонте давно и речи не было, чтобы напоить коров – отогревали трубы паяльными лампами.

Рыбакколхоз тоже едва держался – чтобы успешно ловить рыбу, нужно топливо, оборудование и прочее, не говоря уж о зарплате работникам. Вообще в округе могли уцелеть только маленькие фермы, такие как в Андеге. Всё пошло наперекосяк, в 2009-м забили последних коров, но община «Канин» ещё держалась, там до 2018 года Нина Саукова и работала заведующей ветучастком.

– Отработала с лихвой своё обучение в техникуме, – считает Нина Михайловна. – И пенсию заслужила, но и теперь дома не сижу, продолжаю трудиться заведующей ветучастком. Так и стала Несь моей второй родиной, и сельчане – как родные, вообще поморы – такой народ: долго приглядываются, но когда разберутся – открываются, со всей душой относятся – хорошие, отзывчивые, достойные люди.

 

Не работой единой

 

И общественной работой Нина Михайловна занималась активно: в школе – родительский комитет, к работе с детьми всегда относились в селе серьёзно. Участвовала в работе женсовета, состояла в народном контроле – забот и там хватало: надо было контролировать завоз товаров в магазины, торговые точки, справедливое распределение дефицита – на всё хватало сил и времени.

Теперь и в совете ветеранов Нина Саукова играет не последнюю роль, люди часто обращаются с различными житейскими вопросами.

– Не смогли мы пока разрешить вопрос с магазином социальных товаров, занимаемся этим с Надеждой Григорьевной Красильниковой, председателем клуба общения пенсионеров, – посетовала моя собеседница. –
Кроме того, контролируем закупки товаров, на мне также обязанность контролировать скидки на мясопродукты ветеранам труда, пенсионерам. Работаем, пока есть силы!

– Как проводили свободное время? Да как – весело, разумеется! В селе было много молодёжи, детей много. Кино, танцы, – воодушевляется моя собеседница, – молодые же! На каждый праздник девчонки старались новое платье пошить. А гостьба, а складыня?!

Ну, гостьба – это понятно: в гости ходили, а складыня, как выяснилось, – это тоже гульба, но вскладчину – собирались у кого-нибудь – гармошка, радиола… День рыбака, День оленевода – обязательно! Проводились различные соревнования – футбол, волейбол. Постарше стали – вплотную занялись художественной самодеятельностью – душа просит творчества. Гремел хор, танцевальные коллективы ставили ненецкие, русские, молдавские танцы – ещё в техникуме Нина занималась танцами, поездила по округу с коллективом. Бывало, танец какой-нибудь сами ставили – по рисункам в книге. До 34 лет занималась Нина в танцевальном коллективе, и до сих пор – уже 53 года – поёт в местном хоре. Вместе с мужем Владимиром Петровичем Судзиловским играли в спектаклях.

– Муж у меня был из династии метеорологов Судзиловских и сам работал начальником метеостанции, – вздыхает Нина Михайловна. – Это любовь всей моей жизни, как и дети, и внуки. Гладких дорожек не искала, и не из лёгких была моя судьба, но я не ропщу, всегда буду хранить благодарность маме Марии Игнатьевне Гладкой, после которой я осталась старшей с двумя братьями и сестрой, и бабушке моей Александре Михайловне, вырастившей нас и поднявшей на ноги.

А ещё практиковалось у молодёжи так называемое мытьё избы – ребята помогали ветеранам войны, пожилым колхозникам навести уют в доме. После дружной работы, разумеется, весёлое чаепитие – досуг полноценный!

– Не то что сейчас в селе, увы… Молодёжи мало. Да и та в основном по домам сидит. Но мы в Союзе пенсионеров не унываем – стараемся разнообразить жизнь: проводим праздники. Например, на Троицу ходим в лес, заплетаем берёзкам косички, песни поём, играем с детьми. Соревнуемся с молодёжью, наша команда «Одуванчик» не отстаёт от молодых, как говорится: «Сзади, сзади, да в том же стаде»! – смеётся Нина Михайловна.

Нина Михайловна включена в Книгу Почёта Канинского сельсовета, состоит в совете ветеранов села, неоднократно награждалась почётными грамотами Собрания депутатов НАО и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Жизнь вечной труженицы, простой сельской женщины, никогда не унывающей, относящейся с ответственностью к работе, с теплом и добротой к людям. Это они – дети войны, дети труда.