Вы здесь

Детство, блокадный Ленинград

В Ненецком округе юбилей Великой Победы встретят четыре участника Великой Отечественной войны – Ангелина Ивановна Тарасова, Прокопий Павлович Торопов, Иван Дмитриевич Кузьмин, Игнатий Васильевич Марков и две жительницы блокадного Ленинграда – Валентина Александровна Дерягина и Валентина Иосифовна Коткина.

У читателей нашей газеты есть уникальная возможность познакомиться с их бесценными воспоминаниями.

Братишка умер в дни блокады

Валентина Александровна Дерягина:
– Мне было всего шесть лет, когда кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда. Жили мы в центре города, еды практически не было. В деревнях хоть картошкой спасались, а я по людям ходила, куски собирала. Есть хотелось постоянно. Знаю, что такое настоящий голод. Той страшной зимой я обморозила руки и ноги, ботинки были старые, рваные, их верёвками к ногам привязывали. На улицах было много мёртвых, люди от бессилия падали и умирали. Трупы лежали по несколько дней. Было очень страшно... Потом нас эвакуировали. Мы ехали на поезде, вагоны были холодные, и в пути умерла сестра, похоронили её в районе железной дороги в Вологде. А братик умер ещё в Ленинграде, до эвакуации. Так мы и остались с мамой вдвоём...
Жизнь нас с ней помотала. Сначала в Рыбинск уехали, оттуда в Ярославль, были и другие города. А потом мать завербовалась, и мы переехали в Вельск. Там я выросла, начала работать, вышла замуж, родила детей.
Судьба сложилась так, что в 1960 году переехала в Нарьян-Мар, устроилась на мясокомбинат и 32 года на предприятии отработала. Вся жизнь моя здесь и прошла…
А то, что пережили в блокаду, как Ленинград выстоял, не забуду никогда.
Одна из скульптур в городе на Неве посвящена погибшим детям блокадного города. Там высечены слова: «Пусть всегда будет солнце». Каждый год в День Победы я вспоминаю своих братика и сестрёнку.

Цветной горошек К Победе

Валентина Иосифовна Коткина:

– Воспоминаний о блокаде у меня немного, в основном по рассказам мамы и старших сестёр. Я родилась в деревне Новосёлки под Выборгом, когда Ленинград уже восемь месяцев был заблокирован фашистами. Отца своего я никогда не видела, во время войны он пропал без вести. Мама родила меня во время блокады, и чтобы наша семья могла хоть как-то просуществовать, сразу вернулась на работу. Она рассказывала, что в тот год зима началась рано, уже ранней осенью земля промёрзла насквозь. Женщины из нашего посёлка возили на лошадях груз с соседней станции. Однажды, видимо от голодного бессилия и усталости, мама не удержалась на телеге, упала и сильно ударилась. Женщины привезли домой. Она была в очень тяжёлом состоянии, долгое время лежала без движения. Потом восстановилась. Когда я выросла, мама рассказывала, что приходили соседи и кормили меня из бутылочки жидкой похлёбкой. Так мы и выжили.
День, когда была снята блокада, я не помню, зато День Победы навсегда остался в моей памяти. Мне тогда было три года, я лежала в больнице, от голода у меня отнялись ноги. Помню, в огромной палате было много людей, очень холодно, все кутаются в одеяла, а мои ноги замотаны ватой. Здесь же печник ремонтирует разрушенную печку. И тут в палату приносят огромное блюдо, на нём конфеты – цветной горошек! Конфеты я тогда увидела первый раз в жизни, до сих пор они мне кажутся самыми вкусными и символизируют победу!
До 20 лет Валентина Иосифовна жила в Ленинграде. Потом вместе с мужем уехала на его родину – в село Несь. В Несском рыбкоопе трудилась 24 года.

В тексте использованы архивные материалы