Вы здесь

Он трудным был, прошедший год…

После падения цен на нефть любая корректировка окружного бюджета вызывает много вопросов. Денежного изобилия, как в тучные годы, уже нет, и слова «реорганизация», «оптимизация» становятся все более привычными. Звучали они и на публичных слушаниях об исполнении регионального бюджета за прошлый год. Основная мысль – было тяжело и будет нелегко.

Подобные слушания – это информация о том, куда и на что ушли деньги из региональной казны, откуда прибыло и где убыло. Руководитель окружного департамента финансов и экономики Татьяна Логвиненко говорила о том, что бюджет округа в 2016 году трещал по швам, но все-таки не лопнул. Доклад получился откровенным, богатым на цифры и убедительную статистику.

 – Минувший год оказался одним из самых тяжелых для экономики округа, – констатировала главный финансист региона. – Выпадение доходов бюджета достигало порядка 35%, по этому показателю мы, увы, обогнали другие регионы России.

Зависим от нефти

По словам докладчика, причины столь резкого похудения бюджетного кошелька понятны и объективны – снижение рентабельности в нефтяном секторе, падение доходов от СРП «Харьягинское месторождение». Разумеется, на фоне все тех же рухнувших цен на нефть. В последние годы в бюджет округа от СРП шли солидные денежные вливания, около трети от всех поступлений. Теперь мощный денежный поток от Харьяги напоминает высыхающий ручей – с 7 миллиардов рублей в 2014 году уменьшился до 2 миллиардов в 2016-м.

 – Опыт прошлого года показал, что СРП может по-настоящему обеспечить нужды округа только при котировках нефти 70–80 долларов за баррель, тогда как реальная цена составила лишь 40 долларов, – отметила Татьяна Логвиненко.

Пять раз в течение прошлого года вносились изменения в главный финансовый документ региона. В итоге дефицит бюджета составил 2 миллиарда 339 миллионов рублей. Доходы – почти 13 миллиардов, расходы – чуть меньше 16. К началу 2017 года госдолг региона вырос до 3 миллиардов 600 миллионов рублей.

 – Планировалось, что сумма госдолга будет меньше на 300 миллионов рублей, но в конце года не погасили кредит и направили средства на обеспечение бюджетных учреждений. В 2016 году мы продолжили брать кредиты и провели 4 электронных аукциона. Общая сумма контрактов – больше 4 миллиардов рублей, – расставляет точки над бюджетными «i» руководитель департамента. Ложка меда – вдвое снижены расходы на обслуживание госдолга. Этот показатель составил 313 миллионов рублей при плановых 622.

На что же тратились бюджетные средства в прошлом году? Львиная доля средств казны ушла на образование – 4 миллиарда 451 миллион рублей, далее по списку расходов идет пункт «национальная экономика» (3,5 миллиарда), замыкает тройку социальная политика (2 миллиарда 626 миллионов).

Татьяна Логвиненко завершила цифровую выкладку доклада данными по доходам в казну. На территории НАО в прошлом году собрали почти 67 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов. Федералам от этой суммы досталось почти 50 миллиардов, в бюджет Архангельской области ушло примерно 4 миллиарда, 11 миллиардов перечислены в окружную казну и около миллиарда рублей – в бюджет муниципальных образований НАО.

О налогах и льготах

 Участники заседания внимательно выслушали доклад, и встреча из формата монолога перешла в диалог. Председательствующий на слушаниях, заместитель председателя окружного Собрания Александр Лутовинов поинтересовался по поводу расходов на социальную сферу. Все-таки бюджет округа, несмотря на значительное секвестирование, оставался социально ориентированным. Кстати, «социалка» – единственная из трех самых крупных строк бюджетных расходов, где фактические показатели превысили плановые. Проще говоря, планировали потратить одну сумму, а потратили – больше. Все это еще раз доказывает, что социальная сфера ставилась во главу бюджета. Средства на выплаты изыскивали как могли.

Спикер регионального парламента Анатолий Мяндин спросил, как оптимизировались расходы на содержание органов госвласти.

 – По сравнению с 2015 годом расходы сократились на 105 миллионов рублей, – отрапортовала Татьяна Логвиненко.

Председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Виктор Кмить тоже задал вопрос.

 – В свое время в округе был принят закон об установлении пониженной ставки налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. Много ли потерял округ от этого, и насколько удалось компенсировать потери? – поинтересовался Виктор Юлианович.

Татьяна Павловна напомнила, что согласно окружному закону № 88-ОЗ размер ставки для отдельных юрлиц составляет 13,5%. Это максимально низкая планка.

 – Но просто так мы такие льготы давать не будем. Только под конкретные инвестиции и дополнительные рабочие места, – тут же уточняет Логвиненко. – Пониженная ставка позволила нам серьезно нарастить объем инвестиций в регион.

В общем, падение налоговых доходов из-за пониженной ставки окупилось сполна. Существенно увеличены показатели отчислений в казну по налогу на имущество. Ясно одно, что льготные ставки не станут раздаваться направо и налево, и в условиях стесненного бюджета каждое подобное решение будет обдумываться особенно тщательно.

На вопрос Александра Лутовинова об индексации зарплат (вероятно, имелась в виду сфера бюджета) Татьяна Логвиненко ответила уже менее уверенно. Мол, будем считать. В следующем году надо кредиты отдавать, но в то же время выполнять майские указы президента необходимо.

Льгот новый поворот

Ближе к концу слушаний суть вопросов стала приобретать более частный, но не менее важный характер. Некоторые предложения носили рекомендательный характер и к исполнению бюджета за прошлый год имели косвенное отношение. Законотворцы пытали докладчика по самым разным темам. Депутат окружного Собрания Андрей Ружников посчитал, что 35 тысяч рублей денежной компенсации на льготную дорогу недостаточно.

 – Катастрофически не хватает этих денег доехать до нашего юга. Видимо, стоит изменить сумму или ограничить выезд за границу, – предложил лидер фракции «Родина» в региональном парламенте.

 Пожелание вызвало активное обсуждение среди участников.

 – Этой суммы достаточно на сегодняшний момент, – не согласилась представитель губернатора в окружном Собрании депутатов Наталия Сидорова. – Где-то можно и на поезде поехать, купить билеты заранее.

 – 35 тысяч рублей – самая корректная сумма, исходя из возможностей окружного бюджета, – компромиссно замечает зампред Собрания Татьяна Бадьян. – Тем более что прорабатывается возможность запуска чартерного рейса на лето из Нарьян-Мара в Москву.

Генеральный директор объединенного авиаотряда, депутат окружного Собрания Валерий Остапчук пытается нажать кнопку микрофона, но не успевает вступить в диалог.

 – Но как тогда можно планировать заранее отпуск, если чартер еще не запущен? Да и не все могут за несколько месяцев знать, куда и когда они поедут отдыхать, – завязывает полемику Андрей Ружников.

Александр Лутовинов дискуссию тактично погасил и предложил внести предложение в рекомендацию по итогам слушаний.

Уже после публичного обсуждения корреспонденты «НВ» узнали, что же хотел сказать Валерий Остапчук по поводу чартера на летний период. Гендиректор авиапредприятия рассказал, что вопрос с чартером в Москву почти решен. С начала июня по субботам из столицы Заполярья в первопрестольную начнет летать 50-местный «Embraer» авиакомпании «Комиавиатранс». Цена вопроса – 8 тысяч рублей, для детей – 4 тысячи.

 – Формируется плоская шкала стоимости. То есть не будет такого, что кто-то купит билет за 8 тысяч, а другой пассажир – за 28 тысяч рублей, – пояснил Валерий Евгеньевич. – В цену перелета входит 10 кг ручной клади и 23 кг багажа. «Комиавиатранс» уже вносит рейс в расписание.

Во время верстки этого материала проект закона округа «Об исполнении окружного бюджета за 2016 год» был принят во втором чтении на сессии окружного Собрания депутатов.