Вы здесь

Заработанное счастье

Татьяна Фуштей: От нас, людей закулисья, тоже зависит успех спектакля

У Татьяны Фуштей – необычная профессия. Не самая престижная и не самая высокооплачиваемая. Она – мастер миниатюрной живописи и росписи по дереву. Выпускница профессионального училища города Великий Устюг, что в Вологодской области. Ее рассказ – это рассказ о жизни и преданности любимому делу, о судьбе молодой талантливой художницы, живущей в Ненецком округе.

Таха
Я родилась в Нарьян-Маре в простой семье, мама работала на маслозаводе в отделе кадров, отец – на звероферме мастером холодильных установок. У родителей нас было двое – я и младшая сестра. От мамы у нас – любовь к чистоте и порядку, и чтобы всегда был горячий обед. Но в основном моим воспитанием занимался папа, Александр Михайлович Фуштей. К сожалению, его уже нет, он умер 10 лет назад после тяжелой болезни.
Папа звал меня Тахой. Мы были с ним очень близки. Папочка мечтал о сыне, но родилась я, и он растил меня как мальчишку. Я умела все: и гайку прикрутить, и доску обстругать, с ранних лет знала, что такое рубанок, дрель, саморезы. Свободное время проводила с отцом в гараже. Еще в школе он научил меня ездить на мотоцикле. Парни, раскрыв рты, оборачивались мне вслед.
Жили мы в Кармановке, в малосемейном общежитии на улице Красной. Двор был большой, дружный. Братья Никоновы, сестры Носовы... Было очень весело.
Я хотела бы вернуться в детст-во хотя бы на денек. Иной раз, когда бывает на душе тоскливо,  сажусь за руль машины и еду в Кармановку. Вот наш двор, наш дом… Там живут чужие люди, и, конечно, я не вхожу, но сожалею, что детство прошло так быстро.
Как-то в школе нас обязали проходить практику на рабочих местах, многие подметали улицы, собирали мусор, а я пригодилась у мамы на маслозаводе. Мы с подругами сутками готовы были раскладывать коробки, лишь бы получить порцию мороженого! И до сих пор для меня запах сметаны – это восхитительный запах детства.

Сестра, пусть тебя хранит любовь моя…
Я скучаю по сестре. Очень. Мы давно живем в разных городах. Я – здесь, Ольга – в Вологде. Она окончила университет культуры и искусства, занимается декоративно-прикладным творчеством. Сотрудничает с предприятием «Вологодские узоры», ее работы вмиг расхватывают, по-моему, они гениальны. Я горжусь сестрой.
В 1995 году родители приняли решение уехать из округа. Мы с сестрой были огорчены, в подростковом возрасте тяжело менять место жительства, круг общения, учителей... Но решение было принято из-за болезни отца, ему нужен был другой климат.
Мы переехали в Великий Устюг. Первое время было тяжело. Из благоустроенной квартиры мы перебрались в дом без удобств. В те годы была страшная безработица, предприятия закрывались, с деньгами было туго. К тому же в школе нас с сест-рой приняли плохо, считали чужаками. Мне было проще, я окончила 9-й класс и ушла, а Оля была еще мала, второклассница, ей было труднее. Но человек ко всему привыкает. Привыкли и мы.

Тройка по изо
В детстве я мечтала стать стюардессой, но когда мы стали летать на самолете, поняла, что у меня жуткая аэрофобия, боюсь летать, и стало понятно, что стюардессой не стану. И я пошла в профессиональное училище на художника росписи по дереву.
Рисовала я с ранних лет. Отец распиливал заготовки – разделочные доски, а я их расписывала. У мамы до сих пор хранятся мои первые поделки. В детстве все это мое творчество стояло в красном углу, гости приходили и, как казалось маме, восхищались моим талантом. Рисовала  исключительно цветы, уж простите мой примитивизм! Кстати, когда-то здесь, в Нарьян-Маре, меня не приняли в художку. Сказали маме, что я плохо рисую, мол, еще не готова. Я расстроилась.  В школе № 3 у меня была тройка по изо, потому что я отказывалась рисовать то, что требовал учитель. В училище первые два года рисовала, что вздумается, со мной боролись, упрекали, что не выполняю программу. Но наша мастер Тамара Васильевна сглаживала острые моменты, и в результате я сдала дипломную работу на отлично, защитилась на пятый разряд, стала лучшей на курсе по миниатюрной живописи и получила приглашение на работу от фаб-рики «Великоустюгские узоры». Но поработать там не посчастливилось. Ко времени, когда мы окончили училище, а учились мы пять с половиной лет, в городе не осталось ни одной фабрики. И теперь с нашего курса по профессии работают от силы два-три человека. Многие остались невостребованными. Поэтому считаю, что мне невероятно повезло, я на своем месте.

С ребенком на руках
Замуж выскочила еще во время учебы, родила сына, но... не сложилось. И вернулась к родителям. Отец был на инвалидности, мама еще работала, но основные заботы легли на мои плечи. Я работала на трех работах: продавцом, официантом и заведовала шашлычной. Потом начался кризис, все предприятия, где я работала, одно за другим закрылись. Я стала думать, что делать дальше?
В Нарьян-Маре жила и живет моя двоюродная сестра, она сказала: «Приезжай, я работаю на заправочной станции, нам как раз нужен человек». Я примчалась, но опоздала, на это место взяли другую девушку.
Зимой 2004-го Нарьян-Мар встретил меня неприветливо. Это был совершенно другой город. С ребенком на руках, без денег и теплой одежды, я была в полной растерянности. Конечно, нас приютили родственники, но я понимала, нужно срочно искать работу, и была рада любой, дворником готова была стать.
Но как-то вечером сестра сказала: «Завтра пойдешь в ДК, на пороге новогодняя кампания, нужны люди, иди и помоги». Тогда не было и речи о постоянном месте, обещали взять на месяц по договору. На следующее утро я стояла на пороге художест-венной мастерской Дома культуры. Меня встретил заведующий постановочной частью Филипп Игнатьевич Кычин. И сразу же дал поручение: изготовить десять шапок для танцевального коллектива «Морошки». С этим заданием я справилась быстро.
Но все-таки я мастер миниатюрной живописи, а тут специфика совсем другая: крупные, масштабные декорации. Филипп Игнатьевич учил меня азам: как развести краску, загрунтовать фанеру. Мы задерживались до двух часов ночи, и это был нормальный рабочий график.
Я очень благодарна Филиппу Игнатьевичу, это теперь я понимаю, сколько ему пришлось со мной повозиться!

Три человека
в моей судьбе
Филипп Игнатьевич Кычин – заслуженный работник культуры Российской Федерации, я счастлива, что работаю с ним и под его началом. Он – не просто классный специалист, он замечательный человек, который дал мне намного больше, чем просто мой начальник. Он научил меня разговаривать с людьми на работе, мягко обходить углы, ведь люди культуры – творческие, специфические, их очень легко обидеть.
Ко мне присмотрелось руководство, какая я в работе и как веду себя с коллегами, насколько коммуникабельна, и приняли на постоянную работу.
Я всегда говорю, что есть три человека, которые сыграли большую роль в моей жизни: это мой дорогой коллега Филипп Игнатьевич, Сусанна Александровна Багратуни, взявшая меня в Дом культуры, и наш нынешний директор Александр Николаевич Бурдыко.
Когда Александр Николаевич пришел в Дом культуры, я там уже работала. Но очень долго у меня не было жилья. Первое время с сыном ночевали у родственников, но не могли же мы их стеснять постоянно, и тогда перебрались на съемное жилье. Сынок подрастал, и меня угнетало, что у нас нет своего угла. Ну, хотя бы пять квадратных метров, мечтала я, только я бы там была хозяйкой!
Александр Николаевич узнал о моей проблеме, вызвал к себе и сказал: «Будем выбивать тебе комнату!» Он писал со мной всевозможные ходатайства, буквально брал за руку, и мы вместе обивали пороги начальников. Это продолжалось не один год, и наконец-то я получила служебное жилье! Теперь у меня есть комната в общежитии!

Ваши праздники – наши будни
Вот уже 12 лет я работаю в ДК. Коллектив у нас прекрасный! Даже если мы находимся в отпуске, на отгулах или выходных, все равно идем на работу, чтобы собраться, попить кофе, обсудить последние новости и подумать, чем еще можно удивить зрителя. Наш зритель сегодня искушен, и сделать это становится все сложнее.
Я счастлива, что вернулась домой, в Нарьян-Мар. Есть такая поговорка: где родился там и пригодился. Считаю, что пригодилась здесь, что я – на своем месте.
Время пролетело незаметно, за кулисами ДК вырос мой сын. В этом году ему исполняется 17 лет. Мой сынок – моя палочка-выручалочка, если нужно надуть 500 шаров на детский праздник или надеть 500 флажков на флагштоки, он придет и надует, и наденет. Артём у меня – взрослый и самостоятельный, танцует в образцовом детском коллективе «Морошки». Я горжусь своим замечательным сыном. Все, что было в него вложено, всю мою любовь и заботу он сейчас с лихвой мне отдает!
Иногда меня спрашивают, чем занимается художник-постановщик, как говорится, с чего начинается родина? Объясняю: нам спускают план мероприятий, допустим, ставим спектакль или готовим концерт. Мы просмат-риваем сценарий, встречаемся с режиссером, чтобы понять, какие декорации он хотел бы видеть. Если двумя словами, то наша задача – художественное оформление сцены.
Артистам, конечно, достается больше зрительских симпатий и аплодисментов, но и от нас, людей закулисья, зависит не меньше. Когда открывается занавес, зритель в первую очередь видит сцену и декорации.
Ваши праздники – наши будни, но с годами я поняла, что усталость может быть приятной. Это когда занимаешься любимым делом, а вокруг единомышленники. Порой, после концерта, когда зал и вешалки в гардеробе пустеют, мы выходим на крыльцо Дворца культуры с коллективом радуемся и кричим, как дети: «Ура, мы это сделали!»