Вы здесь

Полвека в тундре

Оленевод крестьянско-фермерского хозяйства «Яней» Игнатий Вылка / Фото Алексея Орлова

Игнатий Вылка представлен к почётному званию «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации».

В минувшую пятницу в Нарьян-Маре прошла церемония вручения государственных наград России и НАО.

1961 год: в небольшой семье Василия Арсентьевича Вылки со дня на день ожидалось пополнение. Второго сына – Игнатия – Нина Васильевна родила в чуме близ прибрежного посёлке Варандей. В месте, где краски бескрайней тундры смешиваются с синевой бушующего моря.

С появлением второго ребёнка глава местного оленеводческого участка Александр Алексее­вич примкнул к одной из двух действующих в том райо­не оленеводческих бригад. Уже тогда предвидел, что детей у него будет много.

Время шло, и в свои 17 лет Игнатий начал обучаться мастерству оленевода:

– Для меня это был год привыкания. Все смотрят, как ты работаешь, подшучивают, если не получается. Про деньги не было и речи, так как просто предоставили возможность не спеша втянуться в процесс. Главное было научиться, – возвращается к былому наш герой. – Первое яркое воспоминание тех времён, когда я заплутал с оленями в пурге. Погода на побережье резко меняется, а мы отъехали за дровами. Но всё ж выбрался, благо, что навстречу уже спешил отец.

Через год Игнатий Васильевич вошёл в состав бригады как ученик пастуха:

– Именно благодаря этой длительной системе обучения ты втягиваешься с удовольствием, с каждым днём выбранное дело вызывает больший интерес.

В итоге пастухом того колхоза он проработал 14 лет.

– Здесь надо по-своему втянуться, слиться с природой и найти, чем себя занять во время отдыха. Внутренне быть готовым ко всем сложностям. Например, к волкам. Были годы, когда они нас сильно терроризировали. А они ушлые, ружьё особо не спасает, – продолжил свой рассказ оленевод.

Оленеводам тогда приходилось денно и нощно следить за стадом, стараясь успеть отпугнуть хищников ещё за версту.

– Однажды мне повезло, я успел подстрелить волка вовремя. Дело было в марте, тогда весна пришла рано и уже появились проталины. Оленей направил вдоль реки. Смотрю, в районе двух километров пара отбилась от стада. Весеннее солнце ярко светит, слепит, не сразу и понял, что это волки. Тут же сбрасываю малицу и бегу туда в своей зелёной шапке с красным помпоном. Волк уже напал на оленя. Увидел меня в 200 метрах и хотел броситься в сторону, но я вовремя выстрелил. И попал. Ещё бы мгновение и ушёл бы он. А потом вновь нападал.

Девяностые годы диктовали свои реалии жизни, пришлось искать новое место работы:

– Мы ушли тогда в частный сектор. Весь наш костяк бригады. Ещё не СПК «Ерв», но уже что-то похожее сформировывалось. С тех пор пролетело уже 32 года. В работе, как в колхозе, так и в частном секторе, ничего не поменялось. Главное – отношение к оленю. Относись как к товарищу – и всё сложится. Словно работаешь со своим напарником.

Игнатий Васильевич отметил, что без веры в тундре очень тяжело.

– У нас есть поверье: если ты что-то не так делаешь, то и тундра что-то у тебя заберёт. Например, лучшего оленя. Тогда мы стараемся посетить наши святые места, посидеть подумать, принести и попросить. Это делается незаметно для окружающих, не для широкого круга, а для себя, – пояснил наш собеседник. – Это то же, что для русского поход в церковь. Для душевного равновесия.

Что касается любви, то Игнатий Вылка признался, что нашёл её довольно поздно:

– В 38 лет женился. Евдокию, в девичестве Талееву, встретил в тундре. Работала в соседней бригаде. Долго мимо ходили, не обращали друг на друга внимания, но однажды встретились глазами… Так, наверное, и случается любовь с первого взгляда.

Сейчас у пары двое детей. Дочка учится на врача в Салехарде, а сын живёт вместе с родителями в тундре, помогает по хозяйству. Видимо, пойдёт по стопам отца...