Вы здесь

Оксино – село мастеров

Рачительный хозяин   Михаил Владимирович Вокуев

В эти сентябрьские дни во всех населенных пунк-тах региона проходят мероприятия, посвященные празднованию Дня образования Ненецкого автономного округа.
Сегодня мы продолжаем рассказ о жизни сел и его людях.

После командировки в Пустозерский сельсовет я немедленно зашла на сайт Ассоциации самых красивых деревень России и убедилась: до села Оксино большинству из них ох как далеко.

Как правило, самыми красивыми деревни делают природный ландшафт, великолепные пейзажи и исторические памятники на их фоне – храмы, крепости, кремли.
Потрясающий внешний вид Оксино создан руками и любовью его современных жителей, которые превратили село в уютный цветущий мирок, где есть место и людям с их насущными заботами, и ожившей сказке.

 

В Оксино я попала с оказией, было место на катерке, который туда отправлялся. Отказаться от возможности посмотреть, чем живет сегодня село, в котором я не бывала лет пятнадцать, было выше моих сил. Моим гидом стала Светлана Макарова. В Оксино она с 1985 года и давно считает его родным.

Мы перемещаемся по деревянным деревенским мосточкам, которые так приятны для уставших от городского бетона и асфальта ног. Моя спутница рассказывает, что папа ее был военным, так она в восьмидесятом году девочкой попала в округ.
– Училась в Нарьян-Маре в пятой и первой школах, потом в Архангельском кооперативном техникуме. По направлению пришла работать в Нижнепечорское потребобщество и оказалась тут, в Оксино. С 2000 года – работаю в администрации Пустозерского сельсовета. Есть дочка, живет с семьей в Мурманской области, и внучка, Алёнка, ей два года, – рассказывает мне на ходу Светлана Михайловна.
Я, если честно, слушаю ее впол-уха, потому что все мое внимание поглощено двориками, домами и палисадниками, мимо которых мы идем.
Должна признаться, такой красоты и чистоты не видела на селе нигде и никогда, хотя путешествую часто и много. Каждый двор – произведение искусства, достойное всяческих похвал. Аккуратно подстриженные газоны, альпийские горки и цветущие клумбы, флюгеры и фонтанчики, вазоны с цветами на земле, заборчиках, крылечках. Разрисованные стенки домов с резными наличниками. Небольшие забавные фигурки сказочных персонажей во дворах отлично вписываются в общую канву. Ровные дорожки, подстриженные кустики, аккуратные грядки с зеленью, клубникой, теплицы. Куда-то подальше от людских глаз убран, казалось бы, неизбежный дворовый хлам, который бывает у каждого. Даже картофель, похоже, цветет тут особенными цветами, которые тоже украшают дворы.
– А вы вспомните, изначально в России картофель разводили именно ради цветов, которыми дамы украшали на балах корсажи, и уж потом разглядели, что им можно накормить народ, – говорит Светлана Михайловна, с которой я поделилась наблюдением.
Я не устаю щелкать фотоаппаратом и пытаюсь для себя определить самый красивый двор. Сначала отдаю пальму первенства Михаилу Владимировичу и Людмиле Вячеславовне Вокуевым.
Про Людмилу Вокуеву, которая раньше возглавляла сельсовет, Светлана Михайловна рассказала, что именно с ее легкой руки Оксино начало когда-то превращаться в сказку. Задолго до того, как благоустройство стало приоритетной государственной программой. Причем делать в Оксино это стали своими руками, не ожидая ни федерального, ни регионального финансирования.
Через несколько минут я попадаю во дворик оживших русских сказок – с избушкой на курьих ножках, забавной и совсем не страшной Бабой Ягой, зайцем – стражем порядка, и думаю, что, пожалуй, все-таки этот двор может претендовать на звание самого красивого. Интересуюсь у Светланы Михайловны хозяином и автором этого чуда и слышу в ответ скромное «я».
Но уж когда попадаю во двор учительницы начальной школы Людмилы Хозяиновой, то и вовсе теряю дар речи. Это очень маленький Петергоф, даже фонтан есть.
Кстати, Людмила Юрьевна – давняя добрая знакомая «Няръяна вындер», непременный участник все конкурсов и акций газеты. Несколько лет назад была одним из победителей конкурса, посвященного 85-летию Ненецкого автономного округа, и приняла участие в поездке в Пушкинские Горы, которую организовала наша редакция.
После ее дворика я уже перестаю искать самый красивый – все необыкновенны, каждый по-своему! Но задаюсь вопросом, кто же автор-скульптор сказочных персонажей. Здесь видна рука мастера. И тогда Светлана Михайловна ведет меня к Нине Макаровой. Хозяйку, к счастью, застаем дома.
Она очень смущается таким вниманием к своей персоне, и разговорить ее удается с трудом. При этом пальму первенства Нина Фёдоровна отдает тут же своему мужу, Степану Фёдоровичу.
– Это с его подачи я стала заниматься куклами, он и заготовки помогает делать, и советы дает, как лучше ту или иную скульптуру обработать, – говорит художница.
Муж стоит рядом и машет руками:
– Нет-нет, это она у нас кукольных дел мастер!
А потом уже вдвоем начинают наперебой рассказывать, как им пришла в голову мысль вырезать скульптуры из монтажной пены.
– Сначала не получалось, первый блин был совсем комом, «летал» по двору, но потом Степан Федорович придумал внутрь арматуру вставлять, а уже на нее пену, – рассказывает Нина и признается, – у меня с детства к куклам любовь…
– А вы в клубе были? – интересуется Степан Фёдорович. – Там же выставка кукол Нины работает.
И мы со Светланой Михайловной идем в Дом культуры.

Кому в Оксино внимания не хватает
На дворе – последние теплые денечки. И село живет заботами, которых у него хватает с лихвой.
– Вот, например, в этом году обновляем мостовые, получили от Заполярного района 299 тысяч: закупили и завезли пиломатериалы. Чужих строителей приглашать не стали, свои работают на совесть, для себя же стараются, – говорит Светлана Михайловна.
Мы подходим к двум молодым людям, которые как раз доделали очередной пролет деревянного тротуара и приступили к следующему. Они представляются Алексеем и Николаем.
Я осторожно ступаю на свежеструганные доски:
– Не провалимся?
– За работу отвечаем! – почти хором выдают они.
И тут я вижу здание, которое явно выбивается из общей картины: обветшавшее, неухоженное. Это – Дом культуры.
– Да, нашему Дому культуры внимания не хватает, – вздыхает моя собеседница.
Вздыхаю и я. К тому, что культура финансируется по остаточному принципу и держится только на энтузиазме ее работников, кажется, все давно привыкли. Но вот Оксинскому ДК, по-моему, даже «остаточного принципа» не хватило.
Нас встречает и.о. директора ДК Светлана Егоровна Белова. Когда я узнаю, сколько ей лет, а возраста своего она не скрывает, то удивленно раскрываю глаза. Передо мной невероятно энергичный, подвижный и увлеченный делом человек. Маленький ветерок, который одновременно находится в нескольких местах и все успевает.
На вопрос о рецепте молодости она смеется:
– Песни поем и двигаемся!
Светлана Егоровна водит нас по своему скромному немудреному хозяйству и один за другим раскрывает секреты из серии «что такое ничего и как из него сделать что-то».
– Ну да, конечно, можно сидеть ровно и причитать, что денег нет, только людям от этого не легче, – объясняет мне она.
А вот и та самая выставка Нины Фёдоровны Макаровой.
– Мы ее назвали «Фея кукол», – говорит Светлана Егоровна.
Она открывает витрину и достает Снежную Королеву. Чуть дыша, я осторожно принимаю куклу. Да-а, это настоящее произведение искусства!
Из-за стекла на меня смотрят кокетливые барышни, проказливые мальчишки, умудренный жизнью оленевод и хохлушка-хохотушка. А вот прижала к себе внука бабушка, чьи глаза просто светятся добротой. И дело даже не в том, что выполнены все персонажи мастерски. В каждый из них художнице удалось вдохнуть душу, у каждого свой характер, и, кажется, застыли они лишь на миг, чтобы можно было зрителю их получше рассмот-реть. Но через секунду каждый встряхнется и отправится по своим делам.
Я с трудом отрываюсь от выставки, а Светлана Егоровна ведет меня дальше. Клуб проводит фотоконкурс среди жителей Пустозерского сельского совета на тему природы и животных, ее населяющих. И меня тут же просят выбрать победителей. Не сразу, но я все-таки определяюсь.
Где-то в недрах ДК слышится чистый девичий голос, звуки песни проникают во все уголки. И мы спешим в зал. На сцене репетирует молоденькая девушка. Голосище такой, что полутемное холодное помещение сразу перестает казаться неуютным.
– Это Валентина Шевелёва, очень талантливая девушка, – говорит директор клуба и вздыхает. – Уезжает в Киров, последние деньки в Оксино, окончила 11-й класс и поступила на бюджет в Вятский госуниверситет.
– Кем станете? – спрашиваю я Валентину, когда песня умолкает.
– Учителем начальных классов.
– Вернетесь в Оксино?
Она неуверенно пожимает плечами.
– Вернется, если будут работа и жилье, – отвечает за нее Светлана Михайловна.
С последним же в Пустозерском сельсовете большая проблема.

Жилье, досуг и кадры
В каждом сельсовете – свои специфические главные проблемы. В Оме, например, это необходимость строительства новой фермы. А вот жители Оксино называют в первую очередь кадры и жилье, в том числе для приезжих специалистов.
Вот, например, ФОК. На дворе стоит лето, каникулы, там бы и проводить сейчас свободное время подросткам. Тем более что на недавней встрече с молодежью Оксино именно организация досуга была названа в числе факторов, которые могут сегодня удержать молодых людей на селе.
Но красивый, нарядный ФОК – гордость села, в самый разгар дня я нашла запертым. Увы – нет тренера. Даже недавний День физкультурника, который в Оксино отметили весело и с размахом, проводила на общественных началах Людмила Юрьевна Хозяинова.

(Продолжение следует)