В мастерских «Мел” манзарана» ЭКЦ НАО кипит творческая жизнь.
Здесь работают участники ежегодного цикла мастер-классов по традиционным ремёслам.
На занятиях одной из групп начинающих мастеров побывал корреспондент «Няръяна вындер».
На входе в учебные помещения меня встретил бойкий стрёкот швейных машин. Оказывается, шестеро будущих рукодельниц уже раскроили себе красивые паницы из сукна, приметали узорные полосы и уже совсем скоро смогут впервые примерить сшитый собственными руками наряд.
На учёбу в первую из двух групп приехали жительницы Нельмина Носа, Усть-Кары и Каратайки, во второй – будут ещё рукодельницы Омы и Нижней Пеши. Участницы подобрались совершенно разные – и по возрасту, и по месту работы и даже по рукодельному опыту.
Виктория Вехарева, педагог-организатор школы посёлка Каратайка признаётся, что до участия в проекте ей не только не приходилось шить национальную одежду, плести пояса на бердо или вырезать по кости, но даже и о традиционной культуре её знания были невелики.
– Росла я в посёлке Амдерма, нам в школе не очень много рассказывали о ненецкой культуре, – поделилась девушка. – Потом переехала в Каратайку и там уже стала узнавать, изучать. Участвовать в проекте согласилась, потому что у нас в школе нет национальной одежды, а для проектов и многого другого это часто бывает необходимо. Мы обучаемся уже четыре дня, и могу сказать, что узнала очень много нового: научились плести пояса, делать инструменты для их плетения, вырезали себе узорные игольницы из рога оленя, а сейчас вот осваиваем шитьё. Признаюсь, это всё очень непросто…
Участницам помогают опытные наставники: мастерицы из клуба «Мел’ не’’» – Людмила Лаптандер и Светлана Попова, руководитель клуба «Белая кость» Дмитрий Безумов и мастер декоративно-прикладного искусства Александр Ледков.
– Девушки все большие молодцы, – говорит Людмила Васильевна. – Никто не ленится, все готовы работать допоздна, ведь мы трудимся в очень ограниченных временных рамках. Самое главное, что они стараются, не капризничают, понимают, что делают. Не всё даётся с первого раза, порой приходится что-то переделывать, распарывать, но шитьё паницы – непростая работа. И самое главное: мы начинали с простого, а сейчас движемся дальше, и виден результат, который им самим нравится.
У Нины Игнатьевны Сидоренко из Каратайки опыт швейного дела имеется: поднимала четверых детей в советские годы, тогда многое хозяйки шили своими руками.
– Когда двое младших росли, уже многое было, а старшим я всё шила сама, – рассказывает женщина. – До Каратайки мы жили на Югорском Шаре, в посёлке Хабарово. А потом его закрыли, мы и переехали.
Нина Игнатьевна трудилась в потребкооперации, но никаких преференций в плане добычи дефицита это не давало: что завозили для всех, то и сами покупали.
Для своей паницы она выбрала сукно красного, чёрного и жёлтого цветов.
– Перед началом работы мы рассказывали нашим участницам о том, какие паницы традиционно носят в каждой из тундр, – рассказала Светлана Попова. – Советовали, какие подобрать узоры, помогали раскроить. Но в саму работу не вмешиваемся – только направляем.
Когда отучится одна группа, к работе приступит вторая. Всего в этом учебном цикле, который проводят по заказу окружного департамента внутренней политики, обучение пройдут двенадцать мастеров. Как говорят наставники, несмотря на разный уровень подготовки, за всё время существования мастер-классов не было такого, чтобы кого-то не научился: было бы желание. А вот его, судя по тому, как увлечённо работают северяночки, у наших девушек хватает!



