В год юбилея Великой Победы окружная газета «Няръяна вындер» продолжает рассказывать о городах-героях и городах воинской славы.
Почётное звание «Город воинской славы» Владивостоку присвоено в 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2010 года.
Напомним, это звание присваивается населённым пунктам, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.
Небывалый патриотизм
Накануне начала Великой Отечественной войны Владивосток являлся наиболее сильной военной базой СССР в бассейне Тихого океана.
Воздушным щитом Владивостока служили 500 боевых самолётов. Лётчики были воспитаны на славных примерах владивостокских пилотов Бабенко и Демченко, ещё в 1933 г.
совершавших перелёты в отдалённые регионы.
Во Владивостоке известие о начале Великой Отечественной войны вызвало небывалый доселе подъём патриотизма. Повсеместно наблюдалась массовая фатальная готовность сражаться до конца с немцами и японцами.
Впрочем, того же мнения придерживался и Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, рекомендовавший командующему Дальневосточным фронтом генералу армии И.Р. Апанасенко в случае начала войны с Японией, уповать только на бастионы и орудия Владивостокской крепости, а также на партизанские базы в дебрях Уссурийской тайги.
Особая страница военной поры – героизм моряков торгового и транспортного флота. Плавание как во внутренних водах, так и заграничные рейсы, были сопряжены со смертельной опасностью. Вражеские подводные лодки подстерегали наши суда, пиратски нападая на них, топили далеко от родных берегов, а случалось и у нашего побережья.
«Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным» такие слова высечены на памятнике морякам торгового флота во Владивостоке.
Первым судном Дальневосточного морского пароходства, вступившим в схватку с немецкими захватчиками, стал пароход «Декабрист». Экипаж парохода «Киев», следуя в составе северного конвоя, пулемётным огнём отогнал самолёты от английского корвета «Вlаск Рlу», а вскоре именно команда корвета спасала экипаж потопленного «Киева».
Команда парохода «Перекоп» во время бомбёжки подожгла в бочках промасленные тряпки для имитации прямых попаданий. Увидев густой чёрный дым, японский бомбардировщик улетел. Когда обман раскрылся, на уничтожение парохода было направлено уже 17 самолетов. Но и они долгое время впустую расходовали боезапас – настолько умело капитан маневрировал судном.
Несколько дней охотились враги и за танкером «Майкоп» сбрасывая на него бомбы, торпеды, поливая огнём из крупнокалиберных пулемётов.
Далеко не все суда ДВМП вернулись в порт приписки, 25 из них остались в морской пучине. Многие приморцы погибли, другие умерли от ран, голода и холода, покинув суда на шлюпках. Морякам приходилось выживать на необитаемых островах, томиться в японском плену. Но честь своего края, своей Родины моряки-приморцы не предали.
Тысячи моряков Дальневосточного пароходства по первому зову Родины ушли на защиту Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда. Оставшиеся на судах работали не покладая рук. По всем океанам мира суда Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг нашей великой Родины, трудом помогали громить врага.
Пятьдесят миллионов миль, миллионы тонн грузов для Красной армии – вот их вклад в дело Победы.
Владивостокцы никогда не забудут суда и моряков, которые погибли в неравной борьбе.
За особые заслуги экипажей в выполнении заданий правительства в период Великой Отечественной войны теплоход «Старый большевик» награждён орденом Ленина, а на судах «Ванцетти», «Караганда», «Комилес», «Невастрой», «Ногин», «Сахалин», «Сучан», «Старый большевик», «Урицкий», «Уэлен», танкере «Азербайджан» – установлены мемориальные доски.
За героизм, проявленный в борьбе с врагом, несколько сот моряков Дальневосточного пароходства награждены орденами и медалями Советского Союза, а четверым присвоено звание «Герой Советского Союза».
Единственная в мире
В доставках грузов по лендлизу приняли участие тысячи владивостокских моряков.
Среди героев этих легендарных рейсов была и жительница Владивостока, выпускница Владивостокского морского техникума Анна Щетинина (1908-1999), единственная в мире женщина-капитан дальнего плавания.
Впервые она обрела мировую известность еще в 1935 г., проведя вверенный ей пароход «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток.
Войну с Германией А.И. Щетинина встретила на Балтике, где приняла участие в знаменитом Таллинском переходе – выводе советских судов из осаждённого врагом Таллина. За самоотверженную работу, в том числе и при проводке северных конвоев, она была удостоена ряда высоких правительственных наград и звания Героя Социалистического Труда.
20 октября 2006 года имя А.И. Щетининой было присвоено мысу побережья Амурского залива в Японском море.
С 1941 по 1945 год Дальневосточным морским пароходством было перевезено более 12 млн тонн грузов, в том числе 7,95 млн тонн импортных, Приморской железной дорогой – 46.3 млн. Через Владивостокский узел – 7 850 тыс. тонн импорта.
Своевременная доставка оборудования и материалов способствовала слаженному функционированию военной экономики СССР.
Справка «НВ»
Морякам – участникам плавания в конвоях, в том числе и юнгам, вручались специальные знаки. Конвой – это гражданские суда, перевозившие под охраной военных кораблей грузы для фронта из портов США во Владивосток, откуда они отправлялись по Транссибирской магистрали на запад, в действующую армию. Среди награждённых этими знаками профессора ДВПИ – Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Ю.Н. Нисковский, писатель Л.Н. Князев и многие другие.
Справка «НВ»
Ленд-лиз (от англ. LEND – «ДАВАТЬ ВЗАЙМЫ», LEASE – «СДАВАТЬ В АРЕНДУ, ВНАЁМ») ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА США, СУЩЕСТВОВАВШАЯ В ГОДЫ Второй мировой войны. Цель – передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования нефтепродуктов, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны странам-союзницам по антигитлеровской коалиции





