В современных экономических условиях, когда каждая копейка на счету, становится особенно актуальным вопрос энергосбережения в жилищном фонде.
От соответствующих мероприятий в значительной мере зависит размер платежей за жилищно-коммунальные услуги. Уже шесть лет в нашей стране действует Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который регулирует правоотношения в данной сфере, и в том числе определяет меры по эффективному использованию энергетических ресурсов в жилищном фонде.
Что касается многоквартирных домов, обязанность по выполнению мероприятий в области энергосбережения возлагается на лиц, осуществляющих управление жилыми зданиями, то есть, на управляющие организации и товарищества собственников жилья. Управляющие организации и сами собственники жилья должны реализовывать меры по поддержанию многоквартирного дома в целом и отдельных квартир в частности в рамках существующего класса энергетической эффективности.
Напомним, что все вводимые в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта многоквартирные дома должны быть классифицированы по уровню энергетической эффективности. Указатель такого класса размещается на фасаде дома (самый высокий класс энергоэффективности обозначается буквой «А»). Этот показатель характеризует удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период. То есть, чем больше энергии приходится расходовать на отопление здания, тем ниже его класс энергетической эффективности.
Управляющие организации и ТСЖ также должны выполнять обязательные мероприятия в области энергосбережения. Перечень таких мероприятий устанавливается уполномоченным органом власти. В нашем округе – это департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
В число таких мероприятий входят: утепление инженерных коммуникаций в домах, ремонт и восстановление неисправных окон и дверей в местах общего пользования, поддержание в работоспособном состоянии общедомовых приборов учета энергоресурсов и другие мероприятия. Помимо выполнения обязательных мероприятий, лица, управляющие многоквартирными домами, обязаны не реже одного раза в год разрабатывать и доводить до сведения собственников жилья перечень дополнительных мероприятий, выполнение которых поспособствует повышению энергосбережения в их доме. К этому перечню прикладываются расчеты затрат на их выполнение и необходимые материалы и оборудование.
За невыполнение положений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности преду-смотрена административная ответственность. В частности, органы государственного жилищного надзора осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ.
Административная ответственность за допущенные нарушения для должностных лиц – это штраф от 5 до 10 тысяч руб-лей, для индивидуальных предпринимателей – штраф от 10 до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – штраф от 20 до 30 тысяч рублей.
За истекший год при проведении плановых и внеплановых проверок Государственной инспекцией строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа выявлен ряд административных правонарушений в области энергосбережения, были оштрафованы ООО «Базис-Сервис» и МУП «Служба заказчика по ЖКУ п. Искателей». В большей части эти правонарушения были связаны с ненадлежащей эксплуатацией общедомовых приборов учета потребляемых энергетических ресурсов.
Своевременно выявить и пресечь подобные правонарушения невозможно без участия граждан. Поэтому при наличии информации о невыполнении в вашем многоквартирном доме требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности убедительно просим сообщать о таких фактах путем подачи заявления о проведении проверки в Госстройжилнадзор НАО: ул. Ленина, дом 27в, оф. 50. Также можно поместить обращение на сайте инспекции: www.naonadzor.ru.
Сергей Абрамовский, заместитель начальника Госстройжилнадзора НАО
СПРАВКА
Статистика показывает, что около 10% энергосберегающих мероприятий вообще не требуют особых финансовых затрат, около 60% относятся к малозатратным, а оставшиеся 20–30% – это реально высокозатратные и долгоокупаемые проекты, рассчитанные чаще всего на участие федерального финансирования и федерального контроля.
Приборы учета должны быть установлены в зданиях, сооружениях, подключенных к центральному отоплению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению. Федеральный закон подчеркивает, что аварийные объекты, здания, подлежащие сносу, ветхие строения и объекты, не имеющие централизованного снабжения теплом, водой, электричеством, приборами учета оснащать необязательно, а также потребляющие мощность менее 5 кВт.