Вы здесь

«Шойна рассеченная» «Шойна рассеченная»

Так называется арт-проект норвежского художника-архитектора Яна Гуннара Шелдсея. Автор представил его в начале февраля в рамках X Баренц-спектакля-2013, который состоялся в Киркенесе. Проект, главная цель которого привлечь внимание к разумному вторжению человека в арктическую природу, вызвал интерес.

Выставка «Шойна рассеченная» разместилась на площадке одного из ведущих торговых центров Киркенеса и была доступна в течение недели для обозрения и выяснения географии, проблематики проекта, а главное - его содержания.

Что такое «Шойна рассеченная», где она находится, почему такое название, что из проекта следует? Чтобы получить ответы на все эти вопросы, я встретилась с Яном и расспросила его о его детище.

- Ян Гуннар, почему Шойна попала в поле зрения вашего внимания и вошла в проект?

- Этот проект - результат трех походов по побережью Финнмарка и Кольского полуострова. Последним пунктом его стал поселок Шойна в Ненецком автономном округе. Почему Шойна вошла в этот проект? Потому что там, в небольшой ненецкой деревушке на территории приарктической России, наблюдается местная экологическая катастрофа. В 30-е годы прошлого столетия там велся траловый промысел морской рыбы, шло очень интенсивное использование водных ресурсов. Фактически тралы сдирали донный слой и донные отложения, растительный слой. Это привело к тому, что песок вместе с приливной водой начал наступать на берег и с ветром заносился в эту деревушку.

- На чем основаны ваши умозаключения?

- Я слышал о таком факте, а потом много читал об этом. В рамках сотрудничества с арт-группой из Киркенеса «Девушки на мосту» мы организовали проект, в ходе которого возникло желание поехать туда и самостоятельно все выяснить.

- А когда вы там побывали?

- В августе прошлого года мы вместе с арт-директором Баренц-спектакля Любой Кузовниковой приехали в Шойну, где жили две недели. Все это время разговаривали с местным населением, которое тоже обеспокоено движущимися песками, тем, что неразумный рыбный промысел привел к такому положению в природе.

- Вы представили этот проект, а что дальше?

- Проект состоит из пяти чертежей-сечений и макетов нескольких моделей домов для проживания в условиях песчаных бурь. Они представлены на выставке в рамках Баренц-спектак-ля. А дальше надо искать финансовую помощь для дальнейшей реализации проекта. Было бы здорово объединить усилия российских и норвежских архитекторов для постройки этих зданий, домов. Например, по пробному проекту построить один особый, нетипичный дом, чтобы он был спроектирован с расчетом на то, что происходит с песками в Шойне и, в то же время, вписывался в среду. Это все должно быть в гармонии с природой.

- А в чем особенности этого дома?

- Модель жилого дома - на грани архитектуры и искусства. Проект носит художественный характер, поэтому дом тем или иным образом должен взаимодействовать с песком, чтобы эти среды работали между собой. Также проект подразумевает, что в зависимости от направления ветра, можно использовать ту или иную форму, использовать ее, а также игру светотеней. Я понимаю, что это не решение проблемы, проект - чисто художественный. Проект можно рассматривать как исследование возможностей жилой архитектуры в жестких условиях песчаных бурь, и как сигнал тревоги от лица хрупкой арктической природы. Скорее всего, это - привлечение внимания к тому, чтобы люди осознали фактор влияния человеческой деятельности на природу и всю серьезность последствий.

- А не носит ли ваш проект некий оттенок фантастики?

- Нет, это такой специальный проект, который с точки зрения архитектуры связан с морем, подстроен под природную среду. Одновременно этот проект может носить позитивный момент для местного населения, скажем, в части чего-то нового, например в туристическом направлении, развитии экотуризма.

- В Ненецком округе вы представляли свою «Шойну рассеченную»?

- Пока еще нет. Но мы планируем организовать выставку в Нарьян-Маре. Конкретных наработок в этой части и предложений пока нет, но в любом случае, надо двигаться вперед. Я думаю, что в этот проект надо вовлечь студентов-архитекторов, а также добровольцев, волонтеров из местного населения, и работы вести по типу такого субботника, что ли. Шойна - это фантастическое место, имеющее драматическую историю. Там очень хорошие, приветливые люди. Они понимают всю катастрофичность ситуации. И эту ситуацию можно использовать как стартовую точку для нового развития.

- Из какого материала предполагается строительство дома?

- Прежде всего, это будут деревянные конструкции, поскольку традиционный для этой местности материал строительства - дерево. К тому же дерево имеет хороший изоляционный эффект.

- Какова финансовая составляющая вашего проекта?

- О нет (смеется Ян. - Прим. авт.). Это мы не обсуждаем, поскольку проект в самом начале разработки. Получение финансирования - это дальнейший этап. Главное - организовать в рамках проекта российско-норвежское сотрудничество с участием студентов, архитекторов обеих стран. И тут мы достаточно зависимы от российской стороны.