В год 90-летия старейшей окружной газеты мы открываем новую рубрику в которой будем рассказывать о тех журналистах, которые внесли заметный вклад в развитие СМИ НАО.
Александр Зайцев работал в редакции «НВ» главным редактором в 80–90-е годы прошлого века. К сожалению, несколько лет назад тяжёлая болезнь забрала его из жизни, но он остаётся в памяти тех, кто работал рядом с ним, кто дружил с этим умным, талантливым и искренним человеком, настоящим профессионалом своего дела.
Эта беседа с ним состоялась десять лет назад, когда Александр Николаевич приезжал на 80-летие главной окружной газеты. Поселившись в гостинице «Печора», он тогда сразу же пошёл осматривать город, где не был более 15 лет. Нарьян-Мар, тогда вступивший в эпоху строительного бума, его очень впечатлил.
– Я ходил по знакомым когда-то улицам, – поделился ветеран, – и то и дело удивлялся, насколько он изменился. Местами он стал напоминать европейский уровень. Я был в Норвегии, так что-то мне её напомнило. Но, – признался тогда Александр Николаевич, – раньше идёшь по городу и почти все лица тебе знакомы. Теперь тоже кого-то узнаёшь, кто-то узнает тебя, но очень редко. Это немного грустно. Но так, наверное, и должно быть. Меняется облик Нарьян-Мара, меняются поколения. Кто-то уезжает, а кто-то, наоборот, прибывает сюда искать своё счастье.
Прогуливаясь по обновляющемуся Красному городу, Александр Зайцев вспоминал и своё первое знакомство с ним. Было это в середине 80-х годов. Тогда он перевёлся на заочное отделение факультета журналистики МГУ и впервые с женой и маленьким сыном ступил на заполярную землю.
– Мы приехали зимой. Нас поселили в общежитие рыбокомбината, – вспоминал он. – В комнатке температура минус 5. А у нас малыш! Наше жилище сразу пришлось утеплять, приспосабливаться к условиям Крайнего Севера. Где-то около года мы там прожили. Потом была комнатка в коммунальной квартире, 18 метров, с печным отоплением.
В те годы практически весь Нарьян-Мар отапливался дровами или углём. Дровами топили печи и в доме № 19 по улице Смидовича, где тогда находилась редакция газеты «Няръяна вындер». А главным истопником, по словам Александра Николаевича, был одно время никто иной, как нынешний классик ненецкой поэзии Алексей Пичков. Нравилось это делать маститому журналисту тех лет. Днём материалы в газету писал, а с утра печи топил.
– Мы с ним приходили на работу обычно раньше всех, – продолжал свой рассказ Зайцев. – Принесём дровишек, затопим все печи, и когда к 9 часам коллектив собирался, было уже более-менее тепло. Потрескивали дрова в печках, становилось особенно уютно от этого.
В начале 90-х редакция «Красного тундровика» с типографией переехали в новое, обустроенное здание, на Ленина, 25. Во многом благодаря А. Н. Зайцеву это радостное новоселье состоялось. Теперь журналисты трудились в кабинетах не по 5-6 человек, а разместились свободно – по два-три человека в каждом.
– Так и многочисленных читателей было проще принимать. А в редакции во все времена было много гостей, – вспоминал А. Н. Зайцев. – Приезжали в Нарьян-Мар руководители хозяйств, оленеводы, рыбаки, геологи – и обязательно приходили к газетчикам: рассказать о житье-бытье, о проблемах и радостях. Мы об этом с готовностью писали. Наши связи поддерживались годами.
Одновременно помог Александр Николаевич своим сотрудникам и жилищную проблему решить. Сразу несколько семей переехали в более обустроенные квартиры.
На страницах газеты тогда печатались материалы на темы нехватки жилья и связи, обсуждались проблемы экологии, транспорта и многие другие.
При А. Н. Зайцеве была возрождена, упразднённая ранее национальная страница «Ялумбд» на ненецком языке. Но чтобы позволить себе такую «роскошь», пришлось однажды пойти на нестандартное решение возникшей проблемы при наборе полосы.
У линотипистов в наборной «кассе» не хватало одной ненецкой буквы. Заказывать куда-то в Москву было делом очень хлопотным и долгим. И тогда подвернулся случай. А. Н. Зайцев, поехав по обмену опытом в Салехард, где уже издавалась газета на ненецком языке, напросился на экскурсию в их типографию. По ходу её осмотра несколько нужных литер были реквизированы и благополучно доставлены в Нарьян-Мар.
Только после этой «шпионской» операции редакция «НВ» позволила себе издавать легендарную просветительскую национальную страницу. Директором типографии и участником той поездки в Салехард, практически ради одной буквы, был и Валерий Белавин.
По признанию Александра Николаевича, годы работы и жизни в Нарьян-Маре стали для него самыми счастливыми в жизни. Было много замечательных встреч и знакомство с незнакомыми ранее сторонами жизни, о которых люди, не бывавшие в Заполярье, даже не подозревают. Это и быт северян, и история, и конечно, уникальная культура жителей Арктических регионов, ради постижения которой в округ приезжали очень известные поэты, учёные и писатели.
На всю жизнь А. Н. Зайцеву запомнилась встреча с легендарным прозаиком Фёдором Абрамовым.
– Он тогда приезжал, – продолжал свой рассказ собеседник, – с другим нашим замечательным литератором Александром Михайловым. Они дружили. Александр Алексеевич знакомил Ф. Абрамова с округом, городом, с жизнью северян. Фёдор Александрович производил впечатление серьёзного, честного, принципиального человека, каким и был. Таковым было и его творчество.
Главная газета округа в те годы широко представляла на своих страницах и местных авторов. Регулярно выходили литературная страница ЛИТО «Заполярье» и детская рубрика «Теремок».
И мало того, на страницах «тундровика» нашли свою прописку так называемые «книги в газете», где печатались произведения уже популярных членов Союза писателей СССР, а также первые опыты в литературе начинающих поэтов и прозаиков.
Некоторые из них получили путёвку, стали профессиональными журналистами, литераторами именно благодаря «Няръянке».
Среди них журналист Анатолий Седов, начинавший в окружной газете свой трудовой путь, более трёх лет отработал в «НВ», но по состоянию здоровья вынужден был вернуться на родину, где стал впоследствии главным редактором саратовской областной газеты. Известный многим в округе Иван Бенца, вырос в классного журналиста работая собкором на окружном радио и сотрудничая с редакцией «Нярьянки». Впоследствии, он возглавил старейшую областную газету «Правда Севера». Ныне Иван Васильевич – гендиректор Ассоциации СМИ Северо-Запада в Санкт-Петербурге.
Александр Шинкин, ещё будучи студентом, периодически приезжал в редакцию, а позже стал корреспондентом общефедеральной газеты «Правда». В последнее время он работал заместителем главного редактора «Российской газеты».
Список этот можно продолжать такими именами, как Александр Меситов, который занимал в «НВ» должность ответственного секретаря, а затем стал руководителем издания «Тульские известия».
Александр Марков – радиожурналист, сотрудничавший с газетой, затем возглавил редакцию «Радио Архангельск».
Среди этих людей и Виктор Толкачёв – профессор, писатель, автор многочисленных книг, трудов.
Все они, так или иначе, прошли через публикации в «Красном тундравике» и на всю жизнь получили закалку работой в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Арктика сплачивает, делает людей более внимательными и добрыми, всегда готовыми прийти на помощь друг другу и поддержать в сложных условиях.
И нынешним молодым сотрудникам СМИ НАО, и тем, кто только думает посвятить себя журналистике, есть с кого брать пример, есть на кого равняться, чтобы стать профессионалом своего дела.