Вы здесь

Почём билет на самолёт с серебристым крылом?

Глава округа ответил на вопросы журналистов / Фото Игоря Ибраева

В Нарьян-Маре во вторник прошла пресс-конференция губернатора НАО Юрия Бездудного

Уйдут ли иностранные партнёры из проекта «Харьягинское СРП»? Поднимут ли цены на внутренние авиаперелёты? Насколько сложен процесс реконструкции взлётно-посадочной полосы в аэропорту Нарьян-Мара? Это лишь часть вопросов, которые журналисты задали главе региона. В этом материале мы публикуем первую часть ответов.
Корреспондент «НВ» одним из первых передал губернатору округа частичку народного волнения, начав с глобального и важного вопроса – не покинут ли иностранные партнёры ключевой проект для округа в плане наполнения бюджета – «Харьягинское СРП». На фоне тотального западного демарша из России такой сценарий кажется вполне вероятным. Для понимания важности проекта для экономики НАО приведём свежие цифры. По последним данным профильного департамента, по состоянию на 1 апреля в окружной бюджет поступило 7,7 млрд рублей, 2,7 млрд из них – доходы в виде прибыльной продукции от Харьягинского СРП. Глава НАО поспешил успокоить волнующихся – иностранные партнёры, а это норвежская компания «Эквинор» и французская «Тоталь», из проекта не выходят.
– Я буквально сегодня (5 апреля, в день, когда проходила пресс-конференция. – Прим. авт.) разговаривал с президентом компании «Зарубежнефть». Он подтвердил, что никаких официальных заявлений о выходе из проекта иностранные компании не делали, – рассказал Юрий Бездудный, подтвердив информацию, что называется, из первых уст, и посоветовал не очень-то доверять голословным утверждениям в соцсетях. Глава НАО добавил, что в нынешние сугубо экономические реалии, увы, нередко вмешивается политика. Харьягинское СРП – выгодный и прибыльный проект, лакомый кусок пирога, от которого компании вряд ли откажутся. Другое дело – серьёзное политическое давление со стороны Запада в связи с ситуацией на Украине.
– Если они выстоят (иностранные компании), то будут дальше работать и получать прибыль, если нет – то на их место придут другие партнёры. А если при этом мы нарастим свою долю, то округу от этого будет только плюс, – подытожил Юрий Бездудный.
Глава НАО напомнил, что в округе, несмотря на давление Запада, также продолжает работу российско-вьетнамская компания «Русвьетпетро».
– Это экономика, и она работает без сбоев, если не прогибаться под эти популистские заявления западных политиков, – добавил губернатор, при этом упомянув ещё один масштабный и важный для НАО проект – совместного предприятия ЛУКОЙЛа и Газпрома. Напомним, в марте 2021 года было создано СП компаний ООО «Лаявожнефтегаз». Новый проект по освоению Ванейвисского и Лаявожского месторождений должен принести около 200 млрд рублей инвестиций и дать более 1 200 рабочих мест. По словам Юрия Бездудного, сроки реализации проекта подтверждаются, финансовые ресурсы для его реализации тоже имеются.

Субсидированию подлежит

Журналисты телеканала «Север» также донесли до главы НАО чаяния жителей. Не окажется ли округ отрезанным от Большой земли из-за всё тех же западных санкций? Что будет с ценами на билеты? Волнение людей можно понять. Жители пользуются услугами авиакомпаний, которые используют иностранные самолёты.
– Был момент серьёзного напряжения, когда у компаний отзывали лётные сертификаты, пытались парализовать авиационное сообщение. Но никаких перебоев, как вы видите, нет. Теперь вводятся новые санкции, связанные с обслуживанием самолётов, – обрисовал картину Юрий Бездудный.
По его словам, перевозчики выводят часть бортов из активной эксплуатации. Проще говоря, пускают их на запчасти и сокращают количество рейсов. Реже летают и Smartavia c Utair. Исключение – авиакомпания «РусЛайн», которая выполняет субсидируемые рейсы. Глава НАО заверил: цена на них останется неизменной. Тут у жителей НАО, которые готовят сани летом, то бишь планируют отпуск заранее, возникает логичный вопрос – что будет с прямыми рейсами из Нарьян-Мара в Сочи и Симферополь. На момент написания этой публикации Росавиация продлила запрет на полёты в 11 аэропортов центральной части и юга России. Среди них – Краснодар, Симферополь. Сочи в этот перечень не входит. Как долго продлится ограничение – неизвестно, поэтому при планировании отпуска жителям НАО стоит учитывать этот фактор.
Отдельно глава региона остановился на ситуации с перелётами по округу. Тут всё более прозрачно – надёжные российские воздушные суда, стабильное положение дел. Объяснил губернатор и экономику рейсов:
– Экономически обоснованная цена тарифа была бы абсолютно неподъёмной для наших жителей, поэтому стоимость билетов на внутренние рейсы субсидируется, и цена на них не будет подниматься. В течение года она останется неизменной.

Полоса на будущее

Корреспонденты телеканала «Россия 1» подхватили авиационную тему, перейдя от общего к частному. Вопрос касался реконструкции взлётно-посадочной полосы в аэропорту Нарьян-Мара. Главная сложность проекта – его дороговизна.
– Взлётно-посадочная полоса – это не асфальтированная дорога и рассчитана на серьёзные нагрузки, – дабы подкрепить утверждение фактами, губернатор напоминает, что давление, к примеру, в шинах «Боинга» составляет больше 10 атмосфер плюс вес самолёта. Однако помимо ценового и технического вопроса возник ещё один – бюрократический. Взлётно-посадочная полоса до недавнего времени находилась в ведении Министерства обороны РФ. Соответственно, чтобы лёд хоть как-то тронулся в этом направлении, землю нужно было забрать у военных. По словам Юрия Бездудного, этот барьер власти округа успешно преодолели. Следующий этап – передача участка ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое занимается реконструкцией взлётно-посадочных полос, и только потом может начаться работа над проектом. В общем, дело дорогое, хлопотное, но со временем необходимое. Цена вопроса 10 млрд рублей – практически половина всего окружного бюджета. Понятно, что без федеральной поддержки тут никак не обойтись.
– Мы ведём переговоры с Минтрансом, чтобы войти в программу реконструкции ВПП, – пояснил Юрий Бездудный. Глава НАО добавил, что процесс этот небыстрый, но самое главное, что российское правительство поддерживает регион в этом вопросе. Разумеется, у федерального профильного ведомства есть условия по реализации проекта – округ их выполняет. Дополнительная сложность состоит и в том, что при реконструкции взлётную полосу на месяц придётся закрыть. Проект станет одним из масштабных для округа и будет реализован поэтапно.
– Это, по всей видимости, будет следующий этап после завершения строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск, – резюмировал Юрий Бездудный.

Продолжение – в ближайших номерах «НВ».