Свою линию жизни художник Илья Лыков рисует кистью и красками. А также вырезает, выпиливает, строгает, приколачивает, клеит, сгибает, распрямляет. И вообще с материалом не церемонится – отсекает все лишнее. Герой этого выпуска работает художником-декоратором художественно-постановочной части Дворца культуры «Арктика».
Увы, мне немного не повезло – попала в короткую паузу между концертами, спектаклями, театрализованными представлениями и народными гуляньями. Всей той веселой вакханалией, что творится на подмостках Дворца культуры «Арктика» и за его пределами – то есть на площади Марад’ сэй.
Поэтому в цехе, который расположен рядом с большой сценой, пока пусто. Но скоро здесь вновь будет тесно от вороха поролона, отрезов ткани, деревянных брусков и других материалов. Всего того сора, из которого растут стихи, а также огромные ромашки и розы, невероятных размеров самовары и стулья-великаны. Все то, что украшает и создает атмосферу волшебства и праздника.
Килограммы творчества
В воздухе витает атмосфера будущего концерта «Счастье килограммами», который состоится уже в эту субботу 7 апреля. Пока мы беседуем с героем этой публикации, со сцены доносятся песни, которые скоро будут звучать в исполнении артистов студии детской эстрадной песни «Солнечный зайчик».
– Режиссер придумывает концепцию мероприятия, – объясняет Илья Лыков. – И сверстав какую-то идею, он общается со звукорежиссером, хореографом, художниками, чтобы воплотить задумку. А мы уже решаем совместно, какие декорации можно сделать за максимально короткое время, максимально эффектно и по максимуму недорого, – улыбается Илья. – Сообща решаем проблему, как воплотить полет фантазии режиссера во вполне реальный объект. Бывает, что кто-то вызывается сделать все самостоятельно. Прямо горит создать какую вещь от начала до конца. И тут главное не мешать.
В «Арктику» наш герой пришел в 2011 году. Своим учителем считает начальника отдела художественно-постановочной части Филиппа Кычина. В отделе, кроме Ильи, три человека. Все они соратники, единомышленники, помощь и опора. А также оппозиция и противовес. Ведь в творческом процессе искомая истина рождается в спорах.
Нужно добавить, что Филипп Игнатьевич – автор логотипа нашей «Няръяшки» и композиции «Я люблю Нарьян-Мар», которая установлена на площади Марад’ сэй. Тот самый арт-объект, с которым все фотографируются, узнали?
Луч солнца золотого
«Луч солнца среди серых будней» – так назывался в нашей газете материал о выставке, напечатанный в августе 2006 года. Приведем цитату оттуда: «Потрясающие работы, нестандартное мышление, огромный потенциал...»
Это один из отзывов о дебютной выставке нарьян-марского художника Ильи Лыкова. В общей сложности хвалебные отклики заняли целых восемь страниц в книге отзывов окружного выставочного зала.
Его творческая биографии началась с художественного отделения Школы искусств в Нарьян-Маре. Затем служба в армии, где молодой человек занимался чертежами и оформлял стенгазеты. После Суздальского художественно-реставрационного училища Илья вернулся домой на Крайний Север. Трудовая биография началась в Ненецкой школе-интернате, где он возглавил художественную студию и, по его выражению, фехтовал кисточками.
– После нескольких лет работы в школе-интернате устроился работать декоратором в Культурно-деловой центр «Арктика», – вспоминает художник. – Поначалу пришлось покрутиться, ведь пришел на голое место. Не было помещения и инструментов. Иногда приходилось делать декорации из своих материалов. Все выходило наивно и примитивно.
Напомню горожанам, что в те годы в стенах огромного здания параллельно существовало другое учреждение – Дом культуры «Арктика», где уже давно работали штатные художники-оформители. Среди них Филипп Кычин, чей творческий стаж составляет тридцать с лишним лет.
– На его фоне уровень моих произведений заметно проигрывал. Но как малыш учится ходить, так и я делал первые шаги, – вспоминает Илья. – Сначала было непросто переключиться с плоскости картин на многомерные масштабы сценической и прочей бутафории. Но у меня были хорошие учителя, поэтому овладевать этой наукой было в радость.
Под стол пешком
Результат коллективного творчества тружеников художественно-постановочной части «Арктики» – огромный самовар. Он выставлялся с огромными блинами на бутафорскую печку. Затем идею развили. Сделали подходящего размера стул и стол, который гармонично вписался в это пиршество великана. Это забавное сооружение впечатлило всех на прошлогодних масленичных гуляньях.
– Думали добавить к этому самовару чашки и сделать вазочку с конфетами, – рассказал Илья Лыков. – Было даже предложение бутерброд с семгой или икрой сделать. Долго ли шарики для пинг-понга краской покрасить?
Из последних произведений, созданных собственноручно, Илья вспоминает новогодний камин. А у вас, дорогие читатели, сохранилось в телефоне фото на фоне этого почти настоящего каменного чуда и тлеющих в камине углей?
– На мои хрупкие плечи выпало перед праздниками оформить фойе первого этажа, – вспоминает Илья. – Как художник-реалист предпочитаю, чтобы созданное мною произведение максимально отражало существующую действительность, как в известной истории про Сурикова и муху.
Тут нашим читателям придется рассказать исторический анекдот про автора известных картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» художника Василия Сурикова. Рассказывают, что юный Суриков был рядовым писцом в губернском управлении Енисейской губернии. Как-то он нарисовал муху на полях одной из официальных бумаг. Документ попал губернатору Замятнину, который безуспешно попытался согнать настырное насекомое. В итоге губернатор высоко оценил способности юноши и нашел ему мецената, который оплатил учебу Сурикова в Академии художеств.
Не знаю, как муха, а якорь, который висит под потолком в художественном цехе, выглядит нереально тяжелым. Упадет такой на голову с высоты и сразу каюк! Но на самом деле поднять его может даже ребенок. Бутафорский якорь тоже дело рук Ильи Лыкова. Сделан он был для одного из спектаклей на морскую тематику. А затем неоднократно использовался в других постановках на сцене «Арктики».
Сытый голодному не товарищ
Илья говорит, что за годы работы ко всему привык. Мероприятия следуют одно за другим, колесо Сансары вертится, работа спорится, жизнь продолжается.
– Задержался в «Арктике», здесь устраивает все: зарплата, коллектив, интересная работа. Уйти всегда можно, вот только прийти куда? Вранье, что художник должен быть голодным! Это начальство придумало, чтобы зарплату не платить, – иронизирует наш герой. – К примеру, художник и скульп-тор Микеланджело получал немалые деньги за свою работу. Его содержали меценаты и он жил на всем готовом. Вот так высоко ценили талант в эпоху Возрождения.
Художнику Илье Лыкову тоже нужно кормить семью. Ребятишек у него трое и все увлечены творчеством. Старший сын Тимофей – отличник, ходит в Детскую школу искусств, обучается игре на гитаре, постоянно участвует в различных конкурсах. Средняя дочка Ксения этой осенью пойдет в первый класс. Тоже посещает ДШИ, в детском саду поет и танцует. Младшей дочке Ульяне пять лет, и она тоже растет артисткой.
Самый важный творческий проект Ильи – строительство родового гнезда. Над своим домом он трудится уже несколько лет, вкладывает немалые деньги, экспериментирует, доводит до ума.
– Раньше думал, что художнику жизненно необходимо посвящать время творчеству, писать картины, искать себя. Мне мой брат сказал когда-то: мол, плюнул тебе бог в макушку, так что ты все время обтираешься? – улыбается Илья. – С возрастом я пришел к пониманию того, что первоочередная задача человека – продление рода. Пусть это банально звучит, но для мужчины главное – построить дом, посадить сад, вырастить хороших детей. А для картин придет свое время.