В этом году писателю Тимофею Петровичу Синицыну, более знакомому читателям НАО под псевдонимом Пэля Пунух, исполнилось бы 125 лет
Почти всё, что происходило в истории становления нашего округа в далёкие 20–30-е годы, отражено в произведениях этого автора.
Мы с полной уверенностью можем назвать Пэля Пунуха основателем ненецкой литературы. Его имя и творчество – неотъемлемая часть истории округа, с ним связаны годы становления нашей газеты и ЛитО «Заполярье». Первые произведения о ненецком народе, о прошлом и настоящем оленеводов – это тоже Синицын (Пэля Пунух).
Уникальные произведения
Как позднее вспоминала дочь писателя Полярина, он бесконечно любил своих героев, каждым написанным словом убеждал читателей, что только очень сильные люди могут жить в Заполярье, каждый из них достоин огромного уважения. Даже имя своей дочери он выбрал такое, чтобы сила полярного круга хранила её на этой земле.
В честь дня рождения писателя и педагога в окружном музее организовали выставку первых книг Пэля Пунуха. Эта живая история поражает всех, кто прикасается к уникальным произведениям: «Из-под пяты веков», «Стрела восстания», «Не по шаману», «Под вой пурги», «Девочка Савоне», «Борька в тундре», «Пята тысячелетий», «На Новой Земле» и «Новоземельские будни». На двух последних сборниках рассказов мне хочется остановиться отдельно.
В биографии Тимофея Петровича Синицына есть такой факт: в 1925-1926 годах он уехал учительствовать на Новую Землю. Там, в поселении Малые Кармакулы, в это время открыли школу-интернат для детей малоземельцев.
Как ни странно, но для небольшого по численности взрослого ненецкого населения, детишек здесь набралось более 40 человек. Только в семье Тыко Вылки в это время их было девять: трое собственных и семеро детей его старшего брата Андрея.
Синицын ехал на архипелаг вместе с беременной супругой, тоже учительницей. Здесь, на Новой Земле, и родилась их дочь, которую назвали Полярина. Тимофей Синицын был первым учителем Ольги Андреевны Ледковой, дочери Тыко Вылки. В 1996-м она рассказывала мне, что учителя работали очень много, и ей часто доверяли нянчиться с маленькой девочкой Поляриной. Она вспоминала, что малышка была белокурой, выделялась среди ненецких детей. Все чепчики, шапочки и пелёнки, которые Синицыны привезли с собой, были объектом непонимания для ненецких женщин: уж очень нежные, уж очень белые...
Тыко Вылко тоже рисовал
Ольга Андреевна гордилась оказанным доверием, исполняла, как говорила, свой долг перед уважаемой семьёй. Тимофей Петрович был очень добрым человеком, рассказывал много о больших городах и странах. Он быстро подружился с семьёй Тыко Вылки, Илья Константинович слыл знатоком дальних странствий.
Первое время Тыко даже взял над Синицыным шефство, а потом симпатией к директору прониклись и другие новоземельцы. Понимали, что новому человеку негде взять пищу, чтобы себя и семью накормить. Да и одеждой для новоземельских штормовых ветров их тоже снабдило местное население. Кстати, Синицын, работая в школе, привлёк для обучения рисованию и самого Тыко Вылку. Опыт у того был: выставки Ильи Константиновича Вылки в своё время гремели даже в Питере, в друзьях у него числились известные художники, поэтому сам Бог велел воспользоваться ситуацией. Тыко был человеком безотказным, особенно если дело касалось детей и рисования.
Он организовывал выезды маленьких новоземельцев на природу, где школьники рисовали с натуры – море, скалы, птичьи базары, друг друга и свои становища.
Весной 1926 года Тимофей Петрович, у которого тогда ещё не было псевдонима Пэля Пунух, отправил для отчёта рисунки детей Новой Земли в Москву. Там на базе университета трудящихся Востока была организована выставка художественного творчества детей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Именно в этот университет в 1925 году поступил на учёбу будущий председатель Ненецкого окрисполкома Афанасий Лымин, здесь же в это время обучались многие советские работники, которым в 30-е суждено было возглавить региональные власти Страны Советов.
В описании архивов за номером 58 сказано: «Собрание рисунков детей народов Севера 1920-1930-х гг. состоит из трёх основных частей. Часть рисунков была собрана в 1925-1927 гг., две другие – в 1930-е гг. при научном исследовании быта и культуры народов Севера. На 55 рисунках – печать (штамп) Управления по развитию хозяйства и культуры народов Севера Главсевморпути при Совнаркоме СССР. Из этого Управления в Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР, судя по печатям, поступили папки с рисунками 1926-1927 гг. и рисунками 1930-х гг.»
Как тесен мир…
Позднее все эти исторические шедевры были переданы в фонды РАО – Российской академии образования.
Но и это не главное – совсем недавно в этих архивах среди рисунков детей 1925-1926 годов мне удалось найти знакомые имена и фамилии. 10 рисунков учащихся начальной новоземельской школы, среди которых есть картины Оли Вылки (будущей Ольги Андреевны Ледковой), Афанасия Вылки – сына Тыко Вылки, Вани Ледкова – будущего мужа Ольги Андреевны, ему суждено было стать известным новоземельским охотником, Коли Вылки – будущего поэта, автора знаменитого стихотворения «Ленин», члена ЛитО «Заполярье», Володи Баракулева.
Им в то время было по 10-11 лет. Важно, что под каждым рисунком Тимофей Синицын подписал, что учителем юных художников является Тыко Вылка.
Читаешь эти фамилии и удивляешься, как много известных имён собрано вместе, как тесен наш мир. Поразительно, что судьба умудрилась соединить в одном месте и в одно время столько известных и талантливых людей. Правда, в 20-е годы ученики, их учитель и будущий писатель Пэля Пунух, знаменитый художник и президент Новой Земли Тыко Вылка даже не могли предположить, как сложится дальнейшая судьба каждого из них…