10 мая общественность НАО отметит 120-летие со дня основания на территории нашего края легендарного Печорского лесозавода
В 1903 году товарищество предпринимателей во главе с норвежским концессионером Мартином Ульсеном открыли трёхрамный лесопильный завод. Вначале своей истории он назывался «Стелла Поларе». В годы советской власти ему было присвоено имя Григория Хатанзейского.
Первый ненец-большевик стал и главным действующим лицом пьесы «Герои не умирают», которую написал ветеран журналистики Георгий Вокуев. Спектакль по этому произведению был поставлен на 50-летие Ненецкого, тогда национального округа.
Предприятию, труженикам посёлка Лесозавод и сейчас посвящают песни и стихи.
Всё в памяти живо...
19 апреля в городской администрации открылась небольшая, но очень содержательная выставка, посвящённая знаменательной дате.
Её гостями стали ветераны предприятия. На встрече они эмоционально, по-доброму вспоминали разные моменты жизни и работы.
Да, к сожалению, в годы смены экономических формаций, лесозавод не сохранился, однако память о нём будет жить в истории нашего края, в сердцах тех, кто здесь работал. Ветераны, все как один, верят, что придёт время и завод возродится в новом современном обличии. Тем более, что пришла весть о том, что в России благодаря внедрению новых технологий уже набирает силу деревянное домостроение.
Открыл мероприятие мэр Нарьян-Мара Олег Белак:
– Выставка эта, по сути, создана вашими усилиями. Вы собирали документы, экспонаты, информацию, это только начало рождения музея лесозавода. А пока все, кто придёт сюда на экскурсию, или на какое-то мероприятие, в том числе и молодёжь, обязательно здесь остановятся и проникнутся яркой страницей развития нашего края. Станут воспринимать своих бабушек и дедушек как замечательных тружеников, которые прошли тяжёлый путь строительства предприятия, города и страны.
Да, это наша жизнь
Самым большим экспонатом выставки стал макет предприятия, сделанный ветераном и мастером на все руки Геннадием Пегасьевичем Филипповым, который 45 лет отработал в паросиловом цехе.
– Трудились в три смены, производство безостановочное в круглосуточном режиме. Начальником цеха был Иван Александрович Рябов, опытный, знающий производственник, – вспоминает он.
Ветеран с почти сорокалетним стажем Галина Кузьминична Казакова, глядя на макет родного завода, всплескивает руками: «Да здесь же вся моя жизнь!»
В годы расцвета на лесозаводе трудились более тысячи человек. В хозяйстве имелись огороды, ферма, постройки. Здесь выпускали не просто экспортную доску для поставок в Англию, Германию и Грецию, а ещё создавали дополнительную продукцию для горожан, в частности мебель, различную тару, материалы для постройки домов. Кстати, некоторые прежние городские двухэтажки с лиственничным фундаментом, при демонтаже оказывались настолько крепки, что и современными техническими средствами убрать их стоило большого труда.
Музею быть
Председатель совета ветеранов лесозавода Нина Романчук рассказала, что подготовка к юбилею идёт полным ходом. Накоплено много материалов, которые ещё предстоит разобрать и систематизировать. С собой на выставку она принесла несколько альбомов с фотографиями и документами разных лет.
– Нам выделено помещение в пристройке поселковой бани, и там планируется разместить музей предприятия, – поделилась Нина Васильевна, – а пока надо достойно встретить его 120-летнюю годовщину. Лесозавод был знаковым и градообразующим предприятием, а поэтому имеет большую историческую ценность.
Имена в истории
Рассказам ветеранов не было конца. Добрым словом вспоминали руководителей предприятия, цехов и подразделений. Некоторые из них окончили только четыре-пять классов школы, но они так хорошо знали производство, что организовывали дело грамотно и чётко.
– Александр Иванович Зайцев был начальником биржи, только начальное образование имел, но такого хозяйственника было ещё поискать, – рассказывает Адель Яковлевна Авдеева. – Евгений Савельевич Кисляков – начальник водного цеха, восьмилетку оканчивал в вечерней школе. У участника Великой Отечественной войны главного бухгалтера Евлампия Степановича Скретнева было 6 классов образования. Но все они знали своё дело от и до. Были настоящими профессионалами.
С большим уважением собравшиеся вспоминали участника Великой Отечественной Николая Гавриловича Антипина, который стоял у руля предприятия с 1933 по 1937 год и с 1953 по 1960-й.
Кстати, на стене памяти лесозавода сегодня значатся 295 фамилий тех, кто с производства ушёл на защиту Родины в 1941–1945 годах. 170 из них не вернулись.
В нашу гавань заходили корабли
С улыбкой и смехом ветераны вспоминали годы, когда к причалу завода приставали иностранные суда, чтобы загрузить экспортную доску. Немцы, англичане, греки в летние месяцы были частыми гостями Нарьян-Мара. И хотя их пребывание было весьма ограничено специальными службами, тем не менее на лесозаводе для культурных встреч в клубе на втором этаже открывали интер-комнату. А ещё проходили футбольные матчи с иностранцами. Но все контакты с западными моряками контролировались КГБ. А на закрытой территории завода службу несли пограничники.
Замечательная рассказчица и просто кладезь занимательных историй о жизни лесозавода Адель Яковлевна Авдеева продолжает:
– Среди иностранных моряков были и чернокожие. Они у всех вызывали повышенное внимание, – редко можно было таких здесь увидеть. Особенно, когда кто-то «шоколадный» шёл по посёлку, дети просто сопровождали его по пятам с открытыми ртами, стараясь получше рассмотреть. В те годы многие сотрудники завода узнали вкус западной жвачки и пепси-колы. А гости из прибалтийских республик привозили первые модные газовые косынки, таковые можно было у них купить.
Последняя поставка
Председатель совета ветеранов лесозавода Нина Васильевна Романчук вспоминает, как осуществлялась поставка одной из крайних партий древесины из Коми.
– В последние годы сотрудничества с заготовителями леса часто случались недопоставки древесины. Помню, мы с госинспектором принимали сырьё. Ходили, смотрели – там такие огромные штабеля хорошего леса стояли. Мы выбрали партию, предназначавшуюся для округа. Качественную. А то, что к нам потом пришло, оказалось бракованным – торцы гнилые, а брёвна тонкие. В водном цехе, когда всё это увидели, мы просто заплакали.
История конечно, грустная, но кто знает, может в недалёком будущем кто-то из наследников нынешних ветеранов лесозавода будет встречать новую партию леса из соседней республики.
Недаром же до сих пор северяне продолжают петь трогательную песню Николая Епифановского и Сергея Бычихина: «Стелла Поларе» – завод в Нарьян-Маре. Здесь трудится гордый весёлый народ…
А если песни поются – жизнь продолжается.