Представитель НАО побывал на съезде Древлеправославной Поморской церкви.
Настоятель Нарьян-Марской Поморской общины отец Пётр (Александр Ляпунов) на поездку в Москву решился не сразу: годы всё-таки не молодые. Хоть и не нашёл он себе ещё преемника, но планировал отправить другого представителя.
Когда Александр Иванович узнал, что параллельно с работой съезда в честь 80-летия Победы будут проводить круглый стол «Патриотическое служение старообрядчества в истории России», понял, что лично рассказать о родоначальниках, каждый из которых жив в его цепкой детской памяти, больше некому:
– Звонит мне Максим Борисович Пашинин, говорит, что форум будет проходить в Общественной палате. Надо рассказать о старообрядцах Севера, меня и задело. Я же дитя войны, всё на моих глазах и на моей памяти. Как тут не ехать. Я и говорю ему – даю добро, будем готовиться.
Когда уж съезд шёл, ко мне один человек подходит:
– Помните меня?
Я и говорю:
– Всех помню, кого когда-то крестил…
Крестник был запоминающийся: здоровый, в охранной форме, его отец Пётр сразу узнал.
На съезде решали в основном организационные вопросы, а вот на форум съехались и представители старообрядчества разных областей, и дети войны, и сотрудники музеев, и даже учёные.
К своему выступлению Александр Иванович подготовился серьёзно. Поскольку речь шла о Великой Отечественной войне, счёл уместным прийти не в обычной косоворотке, а надел пиджак со всеми наградами.
Это сейчас он говорит о происходящем спокойно, даже немного иронично, а тогда, на форуме, очень волновался. Хотелось увековечить в памяти собравшихся каждое из имён, которое он бережно внёс в драгоценную папку с докладом. Выступал среди последних, переживал.
Из 20 слайдов Александр Иванович озвучил только лишь половину. Прозвучали в Общественной палате имена Степана Анфиногеновича Носова, книжника и писателя, с 1942 года геройски сражавшегося на фронтах Великой Отечественной, Андриана Семёновича Дуркина, миномётчика, дошедшего до Германии, и других староверов-фронтовиков: Василия Абрамовича Дуркина, Прокопия Павловича Торопова, Анисьи Меркурьевны Шалониной…
Не был забыт и труд женщин-старообрядок, ковавших Победу в тылу. Звучали имена Харитины Андреевны Носовой, не дождавшейся мужа-героя, погибшего под Волгоградом, Марфы Терентьевны Тороповой – мудрой старицы, все 93 года своей жизни нёсшей свет веры.
Александр Иванович родился в 1941 году, на фронт ушли его папа и дедушка, Иван Акимович и Аким Гаврилович, и мама, Варвара Семёновна, осталась одна с двумя детишками: самим Сашей и его сестрёнкой Женей.
– Сколько успел, я рассказал, жаль вот, что как дошёл до отчима, Акима Гавриловича, который в оленетранспортном батальоне служил, так меня и остановили, не успел его олешков показать. А ведь такого больше ни у кого не было! – сокрушается настоятель.
Стремление моего собеседника сохранить каждую деталь из жизни поколений, живших до нас, увековечить имена героев Великой Победы и дать новую жизнь старообрядчеству в Заполярье вызывает моё неизменное уважение. Сегодня уже сложно представить, что каких-то двадцать лет назад никакого старообрядческого храма на Первомайской улице не было.
Сейчас же это важнейший объект и для туристов, и для местных жителей, особенно школьников.
– Каждый день кто-то да приходит: экскурсию надо. Значит, интересуются люди, значит, всё не зря делаем. Не зря живём, – глубокомысленно подытожил нашу беседу отец Пётр.