Нарьян-Марское автотранспортное предприятие – одно из старейших в окружной столице и единственное в своём роде, сегодня вышло на стабильный уровень работы.
Оказание пассажирских услуг городскому населению и сопутствующие работы, которые здесь проводят в соответствии с имеющейся материально-технической базой, приносят АТП прибыль и позволяют выполнять все обязательства перед более чем 150 сотрудниками.
– Предприятие рабочее, с прибылью, долгов у нас нет ни по зарплате, ни по налогам, ни по обязательным взносам, – рассказал директор Нарьян-Марского АТП Виктор Калюжный главе региона Александру Цыбульскому. Посещение АТП – первая на этой неделе рабочая поездка врио губернатора по городским предприятиям. Она началась в 8 утра. В это время большинство автобусов уже выехали из парка на линию, в мастерских и боксах идут плановые работы по обслуживанию техники.
Гаражные боксы, котельная, ремонтные мастерские, парк техники – неделю назад руководитель АТП проводил здесь экскурсию для городских властей в день празднования 63-летия со дня образования предприятия. На этот раз знакомство главы округа с основными мощностями предприятия носило исключительно практический характер. Наряду с новым боксом, построенным в 2008 году и отремонтированными совсем недавно помещениями, есть и те, приведением которых в порядок еще предстоит заняться. Один из гаражей простаивает, поскольку протекающая крыша не даёт возможности содержать здесь технику. На ремонт, согласно смете, потребуется 14 млн рублей.
Сумма, по мнению Александра Цыбульского, выглядит явно завышенной.
– На такие деньги можно автобус купить, – говорит глава региона, когда руководство предприятия обращается за финансовой помощью на проведение ремонтных работ.
– Эту смету прежде, чем «торговать», мы обязательно направим на проверку достоверности, возможно, цена снизится, – сообщает Виктор Калюжный.
В свою очередь глава Ненецкого округа обещает помочь с финансированием ремонтных работ. Поддержкой Александра Цыбульского руководство предприятия заручилось и в вопросе обновления автобусного парка.
– Парк нужно обновлять, это в первую очередь безопасность пассажиров. Но надо помнить и о том, что пора модернизировать предприятие, переходить на новые виды техники, которые и с экологической точки зрения, и с экономической уже доказали свое право на жизнь в других регионах, – считает врио губернатора. Речь зашла о приобретении для Нарьян-Марского АТП электробусов – пассажирской техники, работающей от аккумулятора с функцией сверхбыстрой зарядки.
По словам Виктора Калюжного, их стоимость больше, чем в четыре раза превышает стоимость обычного автобуса.
– Зато в будущем такая техника принесёт предприятию существенный экономический эффект, – настаивает на необходимости запуска пилотного проекта Александр Цыбульский.
Рассчитать потребность в электротехнике, провести переговоры с производителями, заинтересовать последних в изготовлении электробусов для работы в арктических широтах и приобретать их поэтапно – к такой договоренности пришли стороны.
Следующий вопрос – кадровый. Глава региона интересуется, достаточно ли на предприятии сотрудников, и каков уровень средней заработной платы в Нарьян-Марском АТП?
– С этого года мы подняли ставку первого разряда и вышли на среднюю зарплату – 41 тысяча рублей. Сказать, что испытываем дефицит в кадрах не могу. Мы стараемся заинтересовывать людей приходить работать на наше предприятие. Например, прибыл человек со стороны, но имеет опыт работы водителем категории D, мы это учитываем и сразу начисляем ему стажевые – чтобы зарплата была побольше, для этого внесли изменения в положение об оплате труда. Для молодых ребят, у которых опыта нет, предусмотрели другую систему мотивации – выплачиваем подъёмные в размере 100 тысяч рублей, при этом заключаем с ними соглашение о том, что проработают у нас на предприятии не менее трех лет, – рассказывает Виктор Калюжный.
Есть, по словам директора АТП, сложности с подготовкой водителей категории D в Нарьян-Маре без выезда за пределы региона.
– К нам буквально недавно пришёл парень, который сам отучился в Санкт-Петербурге, мы его взяли на работу, ещё один получил категорию в Архангельске по направлению от Центра занятости НАО, – рассказал Калюжный.
Одно препятствие на пути к обучению водителей категории D на базе Нарьян-Марского профессионального училища устранили: АТП предоставило в распоряжение образовательного учреждения учебный автобус. Теперь выяснилось, что площадка на улице Первомайской, где проходит обучение водителей, слишком мала для ЛИАЗа. Варианта два: либо искать большую площадку, либо переоборудовать автобус меньшего класса под учебный.
В ближайшее время на предприятии предстоит переоборудовать и микроавтобусы IVECO, которые предусмотрены для перевозки детей.
– Они у нас уже два года стоят – не востребованы. Школьников перевозим в лучшем случае 25 рейсами в год, во время проведения ЕГЭ или других мероприятий. Через год, когда им исполнится 10 лет, мы сможем их переоборудовать, – рассказал Виктор Калюжный.
– Зачем ждать, если можно один автобус переоборудовать уже сейчас? Займитесь этим, ведь с учетом не такой высокой загрузки на городских линиях, 19-местный IVECO будет экономичнее, да и по уровню комфорта выше, чем ЛИАЗ, – отметил Александр Цыбульский.
Встреча главы региона с руководителем муниципального предприятия завершилась в рабочем кабинете Виктора Калюжного, который сказал, что в целом АТП сегодня находится в том положении, когда можно думать о развитии.
– Помощь округа, конечно, нужна, но она связана не с выживанием предприятия, как было еще несколько лет назад, а с его перспективами, – говорит он.
Александр Цыбульский дал поручение своему заместителю, курирующему, в том числе транспортную сферу в регионе, Александру Лидеру, при подготовке бюджета на предстоящий год предусмотреть средства на поддержку АТП.
– Считайте экономику, и мы поможем. Но никакие неразумные или уж тем более завышенные траты недопустимы, – сказал Цыбульский.