Невероятная удача – в столицу Ненецкого округа приехал московский театр «Школа современной пьесы»
В Нарьян-Маре показали один из лучших спектаклей театра – «Спасти камер-юнкера Пушкина» (история несостоявшегося подвига).
…Прихожу в «Арктику» за двадцать минут до спектакля и вижу, как по фойе мечется знаменитый режиссёр Иосиф Райхельгауз, чем-то чрезвычайно озабоченный. А озабочен был Иосиф Леонидович тем, что спектакль, получивший массу престижных театральных премий, пройдёт при полупустом зале. Такого с театром ещё не было!
− Пустой зал – это для нас катастрофа, – сказал зрителям перед спектаклем Райхельгауз. – Я благодарен вам за то, что пришли, спасибо! Надеюсь, мы вас не разочаруем.
Конечно же, зрители, истинные театралы, устроили мэтру после этих слов овацию. Думается, людей было мало потому, что приезжие коллективы часто халтурят. О том, что известный московский театр привозит в Нарьян-Мар полноценный спектакль, рекламы было мало, многие о нём узнали только в день его проведения или позже.
− Мы очень благодарны Министерству культуры России, что финансирует такие выезды в места, куда сами мы бы не доехали, – сказал в интервью нашей газете режиссёр. – Но это нужно устраивать грамотно – с той и другой стороны.
Так что нам крупно повезло. Министерская программа, посвящённая Году театра, помогла. В Москве у этого коллектива почти всегда аншлаг. В Берлине больше года назад открылся филиал Школы современной пьесы, в феврале появится филиал в Париже. В труппе театра 11 народных артистов, много заслуженных, почти все снимаются в кино. Готовится сразу несколько премьер, над которыми работают режиссёры с мировым именем.
Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» поставлен семь лет назад по необычной пьесе Михаила Хейфеца. Написана она в форме монолога главного героя.
− Четверо из пяти артистов, занятых в спектакле, – это мои ученики, я много лет преподаю в ГИТИСе, во ВГИКе, – отметил Иосиф Райхельгауз, – я им сказал, что вот есть материал, совершенно непонятный, давайте останемся во время отпуска и поработаем. Мы встречались с ними месяц с утра до вечера. Ещё над спектаклем работал молодой очень талантливый художник Алексей Трегубов, замечательный балетмейстер Светлана Кузянина. И вот мы с ними по кусочкам крохотным сочиняли-сочиняли-сочиняли...
Михаил Питунин, простой советский человек, не любил Пушкина. Тот ему всю жизнь испортил, начиная с детского сада: воспитательница ругала Мишу, что он невнимательно стихи слушал, из-за чего ему не разрешали играть любимой игрушкой – подъёмным краном. А в школе ему двойки ставили за то, что не выучил «Евгения Онегина», и маму к директору вызывали. В общем, одни неприятности от этого Пушкина!
И тут в жизни Михаила появляется девушка и, как назло, любит стихи. И вот только ради неё он Пушкина и стал читать. А потом увлёкся, и они с девушкой придумали игру: что если бы перенестись сквозь столетия, попасть на Чёрную речку в тот момент, когда Пушкин с Дантесом стрелялся, и... спасти поэта! Закрыть своей грудью... И ведь, кажется, получилось...
А ещё получилась трагикомедия, переплетение трагического с комическим, судьбы великого поэта и обычного «маленького» человека – зрители смеялись на протяжении всего спектакля, но если к гибели Пушкина мы были подготовлены, то смерть Михаила Питунина от рук своих бывших приятелей лично для меня стала потрясением...
Словом, поэт, «наше всё», любивший, страдавший, споривший с властью, не идеальный в быту и в отношениях с женщинами, не знавший нас, помогает нам до сих пор осознать наше предназначение, задуматься над вечными вопросами: кто мы, откуда, зачем живём, куда идём, почему погибаем во цвете лет, а подонки остаются жить.
У Александра Сергеевича это звучит так: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал? Душу мне наполнил страстью, ум сомненьем взволновал?..».
Спасая Пушкина, главный герой спасает в себе человека, свою душу.
Артисты играли так, что возникало ощущение реальной жизни перед глазами: нет надрыва, они никуда не торопятся, держат паузу, а в это время идёт мощная внутренняя жизнь.
А потому многие бурно реагировали на действо, были вовлечены в него и потрясены...
Это и есть магия и волшебство настоящего театра.
Интервью с Иосифом Райхельгаузом читайте в ближайших номерах «НВ».
Лариса Торопова