Вы здесь

Как не стать жертвой кибермошенников

Павел Матанцев: Если вы стали жертвой мошенников –  незамедлительно обращайтесь в полицию / Фото прокуратуры НАО

Интервью с первым заместителем прокурора Ненецкого автономного округа Павлом Матанцевым

С  кибермошенничеством сталкиваются многие россияне, оно наносит большой урон.

Глава государства Владимир Путин на коллегии МВД России отметил, что жертвами преступников становятся пенсионеры, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями по здоровью.

– У преступников нет ничего святого, только деньги урвать, — подчеркнул президент.

 

– Павел Владимирович, расскажите, насколько актуальна проблема преступности с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в Ненецком автономном округе?

– За последние несколько лет информационные технологии широко внедрились в нашу повседневную жизнь, позволяя не выходя из дома совершать покупки через онлайн-магазины, оплачивать жилищно-коммунальные услуги через приложения мобильных банков, общаться с помощью социальных сетей с другими людьми и многое другое.

Однако вместе с ростом использования таких технологий крайнюю актуальность приобрели проблемы обеспечения безопасности информации и имущества граждан. Так, число преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, в стране существенно выросло.

К сожалению, этот вид преступности крайне актуален и для Ненецкого автономного округа: за прошедшие восемь месяцев текущего года в округе зарегистрировано 194 преступления рассматриваемой категории, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом если ещё несколько лет назад в общей структуре преступности на долю таких деяний приходилось менее 1%, то в текущем году они составляют уже 35% среди всех преступлений, зарегистрированных в регионе, то есть каждое третье преступление.

 

– Какие виды преступлений регистрируют правоохранительные органы региона?

– Чаще это преступные деяния, совершённые с использованием сети «Интернет», средств мобильной связи и расчётных (пластиковых) карт. Большая часть подобных криминальных деяний направлена на хищение чужого имущества и квалифицируется по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за кражу и мошенничество.

Самым распространённым видом преступлений является телефонное мошенничество. Этот вид преступления заключается в том, что злоумышленник вводит гражданина в стрессовую ситуацию посредством телефонного звонка. Причём мошенники используют множество предлогов для обмана, манипулируя, в том числе страхами граждан лишиться накопленных денежных средств:

– предлагают инвестировать в акции или криптовалюты с доходностью в сотни процентов в месяц и больше;

– представляются сотрудниками службы безопасности банка, следователями правоохранительных органов, сотрудниками Центробанка и начинают пугать тем, что кто-то пытается списать деньги со счетов и предлагают срочно их перевести на другие счета;

– сообщают о ДТП с участием родственников и от их имени просят передать деньги с целью избежать ответственности.

Это не выдуманные примеры – именно такими способами были обмануты многие жители нашего региона, а общая сумма ущерба измеряется десятками миллионов рублей. Только в текущем году в округе с применением информационно-телекоммуникационных технологий совершено более половины всех видов мошенничеств (81 или 70,4%) и треть всех зарегистрированных краж (45 или 36% среди всех видов краж).

 

– Каким образом жители нашего округа могут обезопасить себя от действий киберпреступников?

– С каждым днём появляются всё новые способы и предлоги, под которыми действуют преступники в надежде на получение ваших денежных средств. Прежде всего при контакте с людьми (посредством телефонного разговора или в переписке, в том числе с использованием социальных сетей и мессенджеров) необходимо критически подходить к информации, которую вам сообщают. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, – помните: не доверяйте звонящему, даже если тот представился сотрудником банка или правоохранительных органов. Важно всегда придерживаться следующих правил:

– во-первых, не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Установите и обязательно обновляйте антивирусные программы, а также определители номеров (у многих банков уже есть такая бесплатная услуга). Никому не сообщайте персональные данные, в том числе пароли и коды доступа. Если есть подозрение, что стали доступны личные данные или реквизиты карты, её надо заблокировать и перевыпустить;

– во-вторых, не верьте «выгодным» предложениям. Задумайтесь – в чем же тогда состоит выгода для звонящего, ведь никто и никогда не раздает свои деньги просто так;

– в-третьих, не совершайте необдуманных действий, если во время разговора вас о чём-то попросили. Лучше возьмите паузу, повесьте трубку и созвонитесь с вашими родственниками или коллегами, проконсультируйтесь с ними, спокойно всё обдумайте.

При любом подозрительном звонке свяжитесь с банком по номеру телефона, указанному на официальном сайте, в мобильном приложении или на банковской карте.

 

– Что делать, если преступление всё же совершено и деньги похищены?

– Если вы стали жертвой мошенников – незамедлительно обращайтесь в полицию. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее трёх суток со дня его поступления.

Кроме того, любой гражданин может обратиться и в прокуратуру за защитой своих прав, например, если правоохранительные органы отказываются регистрировать ваше заявление или вынесли неправомерное, на ваш взгляд, процессуальное решение по нему.

Обращение можно подать лично на приёме в прокуратуре, который проводится ежедневно, либо через наш официальный портал в сети «Интернет» (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_83).

 

Пресс-служба прокуратуры НАО