Вы здесь

Хороший наставник – подарок судьбы

Вдохновляющая улыбка Лилии Александровны / ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ФЕДОСЕЕВЫХ

Эссе победителя конкурса «Моя формула успеха».

В сентябре Ненецкий региональный центр развития образования провёл конкурс для педагогов «Моя формула успеха». Лучшей работой в номинации «Наставник в моей педагогической карьере» стало эссе Любови Бажуковой, учителя русского языка и литературы школы № 4.

Лирический рассказ филолог посвятила известному в округе учителю и руководителю Лилии Федосеевой, которая сыграла важную роль в её трудовом и жизненном становлении.

 

***

 

Когда блёкнет палитра ярких красок лета и дыхание осени вплетает в косы берёз золотые пряди, я ощущаю особое волнение, ведь впереди – новый учебный год, а значит, грандиозные планы, новые идеи, интересные встречи, знакомства. Обдумывая многолетний опыт работы в школе, вспоминаю своих учеников, их родителей и, конечно же, наставников, благодаря которым я состоялась как учитель.

Моя педагогическая судьба оказалась счастливой: она щедро посылала мне навстречу замечательных педагогов, которые знали, в чём заключается секрет учительского труда, и передавали свой бесценный опыт нам, начинающим, не жалея сил и времени.

Это Людмила Николаевна Самыгина, Татьяна Фёдоровна Фофанова, Евдоким Евдокимович Торцев, Евдокия Терентьевна и Любовь Матвеевна Тороповы, Евдокия Егоровна Зайцева и многие другие учителя.

Своим наставником, давшим мне путёвку в жизнь в те далекие 80-е годы прошлого века, по праву считаю удивительного человека и руководителя – Лилию Александровну Федосееву. Она была директором пятой школы в нашем городе.

Устраиваясь на работу, я отметила, что эта хрупкая женщина необычайно проницательна. Она спросила, где я проходила практику, есть ли у меня опыт работы, попросила диплом. Так началось наше знакомство. Я была принята на должность старшей пионервожатой. Незнакомые ребята, умудрённые опытом и кажущиеся строгими классные руководители, новый круг обязанностей – всё это тревожило, но поддержка, доверие и добрые слова директора не давали опускать руки.

Несмотря на то, что у Лилии Александровны были маленькие дети, она с раннего утра и допоздна находилась на работе. Тогда у школы была своя котельная, кочегары могли подвести, поэтому нашему руководителю приходилось контролировать их работу и ночью, чтобы не разморозить систему отопления в лютые морозы.

Жизнь в школе кипела. Полит­учёбы, педсоветы, совещания, открытые уроки, олимпиады, пионерские сборы, спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности педагогических коллективов – всё это было в поле зрения директора и проводилось всегда на высоком уровне. Лилия Александровна управляла коллективом, как дирижёр оркестром, и все работали слаженно и дружно. А когда она шла по коридору, подтягивались даже хулиганы.

Она была знакома с семьями учеников, знала каждого питомца по имени, в каждом ребёнке видела личность. Могла поговорить с нарушителями дисциплины строго, а чаще – по-доброму, по-матерински. Детские души откликались на участливое отношение, и ученики реализовывали свою энергию в хоре, кружках и спортивных секциях. Я думаю, что школа для ребят была вторым домом, где они не только получали знания, но и обретали друзей и находили поддержку и заботу.

Через год я приступила к работе в качестве учителя начальных классов. Первоклассники – 43 любознательных и равнодушных, непоседливых и послушных маленьких человека. Будут ли мои ученики успешными, а их учёба – трудной или радостной и интересной? Смогу ли я найти тот волшебный ключик, который сумеет открыть потайную дверцу в душе ребёнка?

Дети чувствуют фальшь и не прощают равнодушного отношения к себе. Не всегда они слушают на уроках, трудно владеть дисциплиной в таком большом классе, и тут приходит на помощь директор школы. Посещение уроков, родительских собраний, мудрые советы и наставления – всё это было необходимо мне, начинающему педагогу. И я безмерно благодарна своему наставнику за требовательность, чуткость и умение поддержать в трудную минуту.

Лилия Александровна вела уроки английского языка, на которые ребята всегда шли с удовольствием. Она уделяла большое внимание методической работе, создавая обстановку творческого поиска в учительском коллективе, раскрывая возможности каждого педагога. Мы, вдохновлённые её идеями, изучали передовой опыт, старались внедрять его на своих уроках.

Лилия Александровна способствовала тому, чтобы молодые учителя повышали уровень своего образования. Она вдохновляла своим примером, заставляя работать над собой, преодолевать трудности. В школу я всегда шла с радостью, потому что занималась любимым делом и ощущала поддержку коллектива и своего наставника. По мнению Иммануила Канта, «в мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять». Обдумывая эти мудрые мысли, утверждаю, что обе эти задачи были по плечу нашему руководителю.

Более 20 лет посвящено малышам, приобретён бесценный опыт, и эта страница жизни перевёрнута. Диплом учителя русского языка и литературы, полученный, как я шутила, «на чёрный день», оказался востребованным. Сейчас я преподаю мои любимые предметы. И по сей день на уроках стремлюсь создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, ведь ученики средних и старших классов хотят видеть в учителе друга и соратника, поэтому строю отношения с ними на взаимопонимании и уважении. Пытаюсь воспитать у ребят любовь не только к Родине, но и к русскому языку. Хочу, чтобы они были настоящими людьми, активными и сопереживающими гражданами своей страны.

Тридцать лет отдано пятой школе. Она стала родной. Сейчас я работаю в другом учебном учреждении, но с особым трепетом преклоняюсь перед Лилией Александровной, своим примером вдохновившей меня на бескорыстное служение школе. Она и по сей день интересуется моими успехами, а я не могу не оправдать доверия своего наставника.