На прошедшем позавчера заседании комиссии по экономической политике и бюджету Собрания депутатов НАО в рамках планового рассмотрения проекта окружного бюджета на 2019 год и на период 2020-2021 годов детально обсуждались расходы профильного департамента, в ведении которого находятся вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления и внешние связи нашего региона.
Эта и подобные ей процедуры лишь на первый взгляд могут показаться несколько скучноватыми из-за официозности, присущей формулировкам, и обилия цифр со множеством нулей. Однако же в данном случае всё выглядит намного интереснее и познавательнее. Достаточно лишь вникнуть, на что именно, на какие конкретные дела в конечном итоге будут израсходованы бюджетные средства. Тогда становится понятно, что принятые по итогам обсуждения решения в дальнейшем будут оказывать серьёзное влияние и на сценарий жизни гражданского общества, и на перспективы деятельности некоммерческих организаций, и на порядок действий по формированию привлекательного имиджа Ненецкого округа.
О содержимом казны
В начале заседания Наталья Кардакова, председатель постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Собрания депутатов НАО, напомнила, что 8 ноября парламентарии утвердили проект главного финансового документа региона на ближайшие три года в первом чтении. Этот законопроект народным избранникам неделю назад представила Татьяна Логвиненко, руководитель окружного Департамента финансов и экономики (она приняла участие и в нынешнем заседании).
Ещё раз обратимся к основным из названных ею тогда параметров: прогнозируемый общий объём доходов окружного бюджета на 2019 год составляет 17,8 млрд рублей, расходы – 19,5 млрд рублей, дефицит – 1,68 млрд рублей.
В структуре расходов окружного бюджета наибольший удельный вес в 2019 году составят расходы по разделам «Образование» (28 процентов), «Национальная экономика» (одна пятая часть бюджета), «Социальная политика» (16 процентов), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (12 процентов) и «Здравоохранение» (8 процентов).
Расходы окружного бюджета, что стало уже правилом, чётко сгруппированы по направлениям в программном формате. Всего в 2019 году предстоит реализовать 29 таких программ.
А за день до этого, то есть 6 ноября, палатой законодательных предположений регионального парламента был утверждён план рассмотрения проекта окружного бюджета на 2019 год и на период 2020-2021 годов по предмету второго чтения.
Мировая юстиция окружного ранга
Так получилось, что обсуждение первого вопроса повестки состоявшегося во вторник заседания потребовало немало времени, около получаса. И не потому, что возникли споры или разногласия. Речь шла о расходах на содержание мировых судей округа, а в соответствии с федеральным законодательством в случае уменьшения финансирования их деятельности должен включаться механизм согласования. В частности – с окружным Советом судей (этот коллегиальный орган вот уже два с половиной года возглавляет Александр Лисицын).
Народные избранники внимательно выслушали его комментарий по этому поводу, а также соображения, высказанные Ольгой Ткачёвой, аудитором Счётной палаты НАО, и Татьяной Бойко, руководителем экспертно-правового управления аппарата окружного Собрания депутатов.
Предметом дискуссии стала конкретизация полномочий по осуществлению соответствующих расходов профильным департаментом, которым руководит Павел Рахмилевич.
При этом Александром Лисицыным было подчёркнуто, что в Ненецком округе, в отличие от некоторых субъектов Российской Федерации, нет оснований заявлять о каких-либо серьёзных проблемах, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением нормальной работы мировых судей.
Тем не менее входящие в состав бюджетной комиссии депутаты единогласно проголосовали за рекомендацию, адресованную органу исполнительной власти. С тем, чтобы в дальнейшем было обеспечено неукоснительное исполнение законов в части выделения бюджетных ассигнований мировым судьям отдельной строкой.
Северный форум и позиционирование региона
Долгую дискуссию вызвало и рассмотрение ещё одного пункта повестки: об уплате Ненецким округом членских взносов в некоммерческие организации. Если конкретизировать, то депутаты решили выяснить, что дало или может дать в дальнейшем нашему региону членство в международной организации «Северный форум».
Они предложили руководителю департамента Павлу Рахмилевичу рассказать об этом поподробнее. Он проинформировал, что данная организация была создана в ноябре 1991 года и представляет собой объединение северных регионов, миссия которого заключается в улучшении качества жизни населения и поддержке устойчивого развития территорий.
В настоящее время членами организации являются Красноярский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Респуб-лика Саха (Якутия), Магаданская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, а также провинция Лапландия (Финляндия), муниципалитет Акюрейри (Исландия), провинция Кангвон (Республика Корея) и штат Аляска (США).
«Северный форум» занимает одну из лидирующих позиций в межрегиональном сотрудничестве в Арктике и на сегодня является единственной неправительственной организацией, обладающей статусом наблюдателя в Арктическом совете.
Проще говоря, «Северный форум» – это площадка для диалога между регионами, причём не только межправительственного, но и научного, делового. Используя статус серьёзной международной организации с губернаторским председательством, руководители компаний, предприниматели, учёные, медики, разработчики образовательных, социальных проектов могут озвучить свои идеи, обратиться с призывом, повысить осведомлённость или просто презентовать свою деятельность.
Обращаясь к окружным депутатам, Павел Рахмилевич подчеркнул, что нынешней весной в Красноярске проходила XIII Генеральная ассамблея «Северного форума», где Красноярский край передал своё председательство в этой организации Ненецкому округу. Так что в ближайшие два года именно НАО будет курировать вопросы развития арктических территорий на международном уровне. На председательство в организации также претендовала финская Лапландия.
Докладчик назвал основные направления, которые намерены развивать регионы, объединяя усилия. В частности, речь идёт о развитии инфраструктуры (транспортной, связи, энергообеспечения), экологической безопасности.
Последовала реплика депутата Андрея Ружникова, по мнению которого целесообразнее было бы направлять по 340 тысяч рублей ежегодно на протяжении трёх лет, например, на поддержку окружной организации общества слепых.
– Они бы могли много хорошего и полезного сделать для людей за эти деньги, – заметил он.
– Конечно, я не могу сейчас сказать, что вот мы вложим 5 тысяч долларов и получим 24 процента в виде дивидендов, – парировал руководитель Департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления и внешним связям НАО. – Но под лежачий камень, как известно, вода не течёт. К тому же «Северным форумом» с этого года впервые будет осуществляться грантовая поддержка региональных проектов.
Его поддержал вице-спикер Собрания депутатов Максим Арбузов:
– Надо использовать любую возможность, чтобы презентовать округ. Инвестор никогда не пойдёт в тот регион, о котором он ничего не знает.
В итоге все проголосовали за перечисление взносов, кроме Андрея Ружникова, который счёл нужным воздержаться.
Общественникам помогут
В дальнейшем разногласий не возникало. Были единогласно согласованы размеры субсидий (на конкурсной, разумеется, основе) социально ориентированным некоммерческим организациям НАО, реализующим проекты в сфере развития межнациональных отношений, а также тем, которые представляют интересы коренных малочисленных районов Крайнего Севера.
Совокупный размер этих грантов составит по годам 3,3 млн рублей (2019), 2,5 млн рублей (2020) и 1,75 миллиона (2021 год).
На финансирование социальных проектов за ближайшие три года планируется направить в общей сложности 27 млн рублей.
Весомым сохранится и объём субсидий местным бюджетам, предназначенных для реализации проектов по поддержке различных инициатив граждан: 26 миллионов на три года.
Безусловно, будет продолжена поддержка традиционного образа жизни и этнокультурной самобытности коренных народов. Это касается и мероприятий по сохранению и развитию ненецкого языка, и правового просвещения, и развития культурных связей с другими регионами и народами.