Вы здесь

Кавказ в моде при любой погоде

Движение вверх: где-то в горах Северной Осетии / Фото из архива «НВ»

Наше путешествие по Кавказу – возможность ощутить все четыре времени года за неделю

Впервые на Кавказ я поехала прошлой осенью – в Дагестан. И влюбилась. В природу, высокое небо, отзывчивых и открытых людей, национальную кухню.

За чувством простора и свободы, которое дарят горы, и чувством сытости, которое дарят лепёшки чуду, мы вновь отправились в кавказское путешествие: в Чечню, Ингушетию, Северную Осетию и Кабардино-Балкарию.

 

Страна дождей

Первая точка на карте – город Грозный, три часа лёту из Москвы – и ты в столице Чеченской Республики.

В эту атмосферу начинаешь погружаться уже в самолёте. На соседнем кресле со мной сидит милая женщина, она достаёт из сумочки карманный Коран, бережно листает страницы, затем поправляет иголочку на платке, покрывающем голову. В соседнем ряду – пожилой мужчина в светлой льняной одежде и небольшой шапочке – пиэсе, с длинной седой бородой и тростью в руках.

Сам Грозный – небольшой, но очень чистый и ухоженный город. Сегодня на месте руин, оставшихся после чеченской кампании, выросли стеклянные высотки, раскинулись площади и скверы.

В комфорте живут даже кошки, а их на Кавказе довольно много! В Грозном для бездомных усатых-полосатых есть специальные домики, где зверёк может укрыться от непогоды и поесть. Это очень трогает.

После дня в городе отправляемся в горы. И здесь нас ждёт первое время года – осень.

Она подкралась к нам ещё по дороге к озеру Кезеной-Ам: пролила молоко тумана на бархатные зелёные склоны, накинула опасную пелену на серпантин дорог. Наш гид Магомед-Расул поясняет: с другой стороны горы будет ясно, нужно немного подождать.

И вот – первые золотые лучи. На время прогулки по аулу Хой солнце позволяет насладиться его теплом и светом, рассмотреть древние постройки. К вечеру на бирюзу озера спускается сливочная дымка…

На следующий день отправляемся в Ингушетию. Дорогу невольно сравниваем с нашим…зимником! Всё белым-было, водители держат минимальную дистанцию – чтобы не потерять друг друга. Только риска добавляют не лютый мороз и крутящиеся хлопья снега, а крутые повороты и обрывы.

– Посмотрите направо, там открывается чудесный вид на горы. А сейчас будем проезжать отличную смотровую, там есть качели. Обязательно остановимся! – смеётся Магомед-Расул.

К концу тура мы и сами начинаем шутить, что специально приехали за туманом: столько мы его ещё никогда не видели.

Как не видели и Ингушетии. Республика осталась для нас дождливой загадкой, таинственным местом со множеством средневековых родовых башен и мистической горой Казбек. Гид словно извинялся за проделки погоды:

– Отсюда было бы видно Казбек! Может быть, мы увидим его утром. Вид невероятный, мы обычно встречаем закат с видом на эту гору.

Но утром снова туман, а нам пора в путь.

 

Цахараджын и фыдджын

Сразу два времени года нам подарила Северная Осетия.

О весне шептали одинокие цветущие деревья, словно следующие за нами по пути. Мы подъезжаем к Даргвасу. Издалека может показаться, что на склоне расположился посёлочек с маленькими домиками. Но стоит приглядеться, и понимаешь, что в этих домах нет дверей, а вместо окон – узкие щели. На самом деле Даргвас – или Город мёртвых – самый знаменитый некрополь на Кавказе.

Едем дальше. На дороге, между серых скалистых гор с зелёными лохматыми причёсками, оттеняющих угрюмое небо, видим скопление машин. Здесь место гибели Сергея Бодрова. Он, артисты конного театра «Нарты» и более ста жителей Алании погибли в Кармадонском ущелье, когда сошёл ледник.

Поклонники «Брата» приносят сюда цветы, футболки, значки и другие атрибуты с изображением культового актёра 90-х. Каждый проезжающий мимо увозит с собой и ещё долго обдумывает написанную здесь фразу: «Мы узнали, в чём сила, брат, – сила в единстве».

Следом за весной в нашем календаре путешественника следует зима. В это сказочное время года нас переносят снежные шапки гор. Удивительно, но на высоте, где ледники начинают таять лишь в июле, оказывается теплее, чем внизу. Здесь мы впервые за долгое время встречаем солнце: снег под ласками ярких лучей становится влажным, наполняется тысячами пузырьков. Можно слепить снеговиков и сыграть в снежки.

Ну и, конечно, какая Осетия без осетинских пирогов! Кстати, у каждого из них своё название. Например, цахараджын – пирог с листьями свёклы, а фыдджын – пирог с мясом.

Вокруг этого традиционного блюда много поверий. Так, званых гостей встречают тремя пирогами, которые лежат друг на друге на одной тарелке: первый символизирует Бога, второй – солнце и небо, а третий – землю. Делят угощение на восемь частей, что представляет солнце. Крутить блюдо с пирогами нельзя – внесёшь смуту в свою судьбу и судьбу дома, где тебя принимают.

 

Русские Альпы

В двух часах езды от Владикавказа находится Нальчик, столица Кабардино-Балкарии. Здесь с давних времён на равнинах проживали кабардинцы, а в горах – балкарцы.

Самостоятельно осмотрев город, похожий на большой спальный район с обилием зелени, отправляемся на природу – в Верхнюю Балкарию.

Наш гид с красивым именем Астемир, что в переводе на русский язык означает «сталь», рассказывает о местных традициях. Так, для мужчины-кабардинца очень важным элементом был головной убор – папаха. На свадьбе у новоиспечённого жениха старались сбить эту кудрявую шапку, а молодой человек должен был удержать её на голове, показав готовность защитить свою честь и честь своей семьи.

Путешествуя по Кавказу, удивляешься, какие же разные горы. В Кабардино-Балкарии – настоящие русские Альпы!

Внизу раскинулись широкие луга, где пасутся статные лошади и довольные, сытые коровы. На пригорках – пёстрый ковёр крупных и мелких цветиков, шуршащие травы и колючие колоски. Чуть выше – массивы деревьев с роскошными изумрудными кронами, а на самом верху – снежные накидки.

Хочется задержаться, вглядеться вглубь этого завораживающего пейзажа, а в голове крутится только: «Остановись, мгновение, ты прекрасно».