Вы здесь

Хонгурей на высоком угоре много лет у Печоры стоит

Улицы Хонгурея и стёжки-дорожки / Фото автора

В минувшую субботу отметили 85-летие посёлка.

Свидетелем праздничного действа стал и корреспондент «НВ».

Три часа ходу на небольшом теп­лоходике – и вы оказываетесь в одном из самых живописных посёлков округа – Хонгурее.

– А вот и мой дом – а как заросло-то тут всё! – Пётр Фёдорович Хозяинов, живущий ныне в Нарьян-Маре и приехавший на праздник села, волнуясь и безотчётно радуясь встрече со своим старым домом, открывает покосившуюся калитку, любовно оглаживает разросшийся куст чёрной смородины с оставшимися кое-где ягодами, приглашает войти во двор. – Стоит домишко, в молодости ещё его тут поставил, на угоре-то, отсюда и реку хорошо видать, стоит, родимый, чего с ним будет – я же каждый год навещаю, подлаживаю, посматриваю, раньше-то, бывало, целое лето тут с внучатами проводил – рыбачили, грибы-ягоды сбирали, красота здесь неписаная, сам видишь. Теперь-то пореже бываю, но не забуду, нет...

 

Здесь души половина

 

В распадке меж округлых невысоких холмов, на левом берегу Печоры Малой, неподалёку от слияния её с Печорой Большой, расположился посёлок оленеводов и рыбаков Хонгурей, в эти сентябрьские дни щедро осыпанный золотом берёз, которые растут здесь во множестве. Вот одно из первых упоминаний в официальных документах, датированное 1939 годом: «...в хуторе Хонгурей проживают 4 мужчин и 3 женщины». Большинство собравшихся на праздник – это бывшие жители посёлка, переехавшие в основном в город, но свою милую малую родину не забывающие, как не забывает человек добрую половину своей души, принадлежащую этому тихому месту.

«Половина здесь, половина – там, разделилась душа пополам», – поют артисты поселкового хорового коллектива «Весёлые соседушки». Концерт проходит в недавно отремонтированном Доме культуры. Песни и танцы перемежаются поздравлениями съехавшихся высоких гостей и вручением отличившимся жителям и ветеранам труда заслуженных наград. С приветственным словом выступил заместитель губернатора НАО Юрий Хатанзейский, тоже, к слову, уроженец посёлка.

Почётные грамоты и благодарственные письма от имени губернатора, администрации округа, Собрания депутатов, ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» вручили сторожу детского сада Любови Аркадьевне Соловь­ёвой, администратору Ольге Михайловне Бородулиной, ветеранам труда, пенсионерам Павлу Васильевичу Хатанзейскому, Егору Васильевичу Рочеву, Александру Анатольевичу Чупрову, Николаю Георгиевичу Хозяинову, Михаилу Иосифовичу Каневу и другим труженикам.

Заслуженной награды за многолетний добросовестный труд удостоены жители посёлка: Тамара Гавриловна Канева, Оксана Павловна Канева, Нина Васильевна Панькова, Людмила Васильевна Ледкова, Прокопий Прокопьевич Артеев, Любовь Павловна Ковалёва, Владимир Прокопьевич Артеев, Надежда Алексеевна Канева, Татьяна Васильевна Хозяинова, Матрёна Алексеевна Вылка, Андрей Тихонович Батманов, Ольга Вяче­славовна Рочева, Егор Алексеевич Ардеев, Ольга Николаевна Шевелёва, Ольга Михайловна Бородулина и другие труженики.

 

В Доме культуры – культурная программа

 

– Чтобы в радость нам и пелось, и жилось! – поют в тему артисты творческой группы из Оксино «Маремьянина родня» – пятёрка активных и жизнерадостных женщин, приехавших поздравить соседей с юбилеем: это Светлана Егоровна Белова, Галина Сергеевна Шубина, Валентина Викторовна Жилина, Таисия Николаевна Сумарокова, Вера Максимовна Рочева.

Отличными номерами порадовали сельчан и гостей поселковый хоровой коллектив «Весёлые соседушки», детская группа хозяев праздника «Звоночки», молодёжный танцевальный коллектив из посёлка Оксино «Северянка» – жизнерадостные девушки, покорившие зал красочными хореографическими композициями.

В просторном холле Дома культуры – выставка народного творчества. Забавные игрушки-зверушки, поделки из подручных природных материалов – камни, мох, шишки еловые – изостудии «Морозко», в которой под руководством Оксаны Каневой занимаются дети с первого по четвёртый класс.

– Мы с ребятами стараемся разнообразить наши умения, – рассказала Оксана Павловна. – Работаем и с бисером, и с глиной, которой у нас, разумеется, в избытке. Ребята любят мастерить – куклы, забавные игрушки, им нравится самим украшать сделанное своими руками.

Здесь же, на стеллаже, выездная выставка изделий из бисера Татьяны Ивановны Ардеевой из села Коткино – замечательные, высокохудожественные изделия: цветы, диковинные птицы, куколки в национальных костюмах, содержащих мельчайшие детали северного орнамента.

 

Павел Петрович, оленевод

 

Живёт в посёлке ветеран труда Павел Петрович Хатанзейский. Родился в Малоземельской тундре, в семье оленеводов, пошёл по стопам отца и матери – стал оленеводом, как только окончил школу в Коткино.

– Почему в Коткино, спрашиваешь? Так мы же со стадами кочевали мимо села, вот отец и решился-таки оставить меня в интернате, хотя мама и побаивалась, конечно. У нас грамотных очень уважали! – вспоминает Павел Петрович. – Да и знали тогда уже все в тундре, что ребят надо в школу отдавать – за детьми приезжали уполномоченные, на дальние стойбища прилетали даже самолёты. А тут ямдаем мимо школы – и не отправить учиться ребёнка?! «Учись, сынок, – сказал мне отец, – грамота и оленеводу нужна!» Трудно было поначалу, всё в диковину, но привык. Да и много наших ребят было в школе, помогли выучить русский язык – дома-то мы на коми разговариваем, я и сейчас хорошо знаю язык родной, и детей учил. А оленеводство, и правда, никуда от меня не делось: каждое лето я – в тундру, к родителям, так что делу нашему был обучен отцом до тонкостей, к оленям привык с детства самого. А как только окончил школу, в 1963-м, сразу – к отцу.

Позже перешёл Павел Петрович в колхоз «Нарьяна ты», базировавшийся в Хонгурее. Здесь, в один из приездов в посёлок по делам бригады, высмотрел будущую спутницу жизни.

– Интересный случай тебе рассказать? В тундре каждый случай интересный, один день не похож на другой, это только вам, новичкам, кажется, что всё в тундре и в жизни оленевода однообразно, – Павел Петрович идёт к площади, к месту праздника, неторопко и так же рассказывает вдумчиво. – Вот медведь, к примеру. Спит себе всю зиму – а это целых девять месяцев – проголодается, конечно, основательно, – куда пойдёт? К стаду, ага. Бывали, бывали разбойники. Но волки – хуже, они и зарежут много, и разгонят стадо так, что собирать не один день. Сейчас-то немного стало волков – повывели, а тогда – были, да, знай-не зевай, оленевод. Да вот беда теперь ещё – не идёт молодёжь работать в тундру...

И не зевали, конечно, тундровики – в колхозе было много оленей, до пяти бригад, сейчас-то осталась одна. Оленеводы, естественно, со стадами, откочевали ближе к морю. На празднике награждают ветеранов-оленеводов – заслуги их помнят земляки. Павла Петровича поздравляет с наградой вся семья.

После концерта праздник переходит на площадь перед Домом культуры. Здесь уже всё готово – в казанах дымится жаркое, томится уха, самовары и вскипячены, и подогреты не единожды. Встречи, объятия, задушевные разговоры. Роскошь человеческого общения...

Живёт оленевод на пенсии Павел Хатанзейский на взгорке, поближе к середине холма, у подножья которого бежит ручей. Дорожка туда ведёт от центра посёлка дощатая, дома утопают в желтеющей, покуда не облетевшей листве берёз. Центральная дорога – от реки по взгорку и по улице посёлка – образована бревенчатым настилом, засыпанным песком и гравием и хорошо укатанным. По этой дороге лихо проносятся покупные квадроциклы и самодельные, на больших колёсах, не претендующие на эстетичность, но высокопроходимые транспортные средства, то бишь драндулеты, незаменимые в хозяйстве.

 

Ольга Михайловна и её команда

 

– А раньше-то, раньше всё на лошадках возили – сено, дрова, воду. Были коровки, другой скот, такого травяного изобилия-то, как сейчас, не было, – вспоминает администратор посёлка Ольга Бородулина. – В планах дальнейшее благоустройство посёлка, разумеется, участие в проектах местных инициатив. В текущем году закуплены балок-ожидалка и игрушки для Дома культуры – Дед Мороз и Снегурочка. Хотим заменить деревянные тротуары, асфальт у нас не держится. Население посёлка всего 110 человек, по факту, вместе с детьми. Нынче, правда, радость у нас: три ребёнка родились!

Одного из малышей я даже знаю – это Макар Ледков, запечатлел его во время концерта, на руках у мамы Елены Павловны. Внимательно смотрел товарищ Макар все выступления артистов и даже нашёл в себе силы –
удержался и не подпевал, молодец такой. Расти, малыш!

Ольга Михайловна рассказала, где работают жители посёлка. Это, разумеется, бюджетные учре­ждения: на электростанции  человек семь, в школе – педагог, воспитатель, заведующая, нянечки, обслуживающий персонал. Школа малокомплектная, начальная, ребят чуть более десятка, в детсаду вообще один ребёнок, скоро будут двое, но летом на каникулы много детей приезжают к бабушкам-дедушкам.

– Дрова и уголь на зиму в посёлок завезли, ФАП работает. ЖКХ работает удовлетворительно, даже хорошо, водоочистка имеется, насос качает, – с удовлетворением отмечает Ольга Михайловна.

Дома покинувших посёлок земляков, перебравшихся в основном в город, заброшенными не выглядят, да и не являются таковыми – хозяева приезжают, доглядывают, как мой знакомый Пётр Фёдорович. Дорога с причала к деревне в горку хорошо укатана, выглядит прилично.

– Дорогу сделали, каждый год подсыпаем. Первая лежнёвка-то ушла, потом засыпали песком и гравием, всё замечательно. Клуб наш, Дом культуры, – тоже отремонтирован, здесь проходят представления, различные мероприятия, – администратору посёлка заметно приятнее говорить о сделанном, чем о проблемах. – Проводим «Зарницу», мероприятие «Рыбалка», лыжные соревнования – всё благодаря активу посёлка.

Представим поимённо: Любовь Аркадьевна Соловьёва, Егор Васильевич Рочев, Иван Степанович Чупров, Матрёна Алексеевна Вылка, Наталия Григорьевна Рочева, Екатерина Савватиевна Зарубина, Тамара Гавриловна Канева, Нина Васильевна Панькова, Надежда Алексеевна Канева, Ольга Вячеславовна Рочева, Прокопий Прокопьевич Артеев. Вместе с Ольгой Михайловной – 12, «двенадцать апостолов» культуры, двенадцать опорных столпов посёлка Хонгурей!

– Это в основном руководители организаций, общественники, активные, неравнодушные люди, – с благодарностью отмечает Ольга Михайловна, – актив посёлка, ТОС Хонгурея. С 2002 года, как стала администратором посёлка, работаем совместно. Замечательные люди, наша гордость!

 

Александр Анатольевич, коренной житель и телеволн повелитель

 

– Да, можно сказать: я – коренной хонгуреец, с полугодовалого возраста жил в посёлке. Мама привезла. Здесь и школу окончил, поступил потом в лётно-техническое училище на специальность радиотехника наземного оборудования. По окончании работал в старом аэропорту Нарьян-Мара. Время такое было – повсеместно внедрялось телевидение, строились и запускались станции приёма телеволн, – Александр Чупров ненадолго задумывается, вспоминая славную молодость – свою и советского телевидения на земле ненецкой.

Заприметив на церемонии награждения интеллигентного вида пенсионера, решил – наверняка педагог. А педагог по определению расскажет много интересного и о себе, и о посёлке. Угадал всё, кроме профессии –
оказалось, Александр Анатоль­евич не педагог, а вовсе даже технического направления специалист. Тем и интересен.

– В Хонгурее – начальная школа, среднюю школу оканчивал в Нарь­ян-Маре, – продолжил рассказ мой собеседник. – Ещё в старших классах увлекался проблемами телевидения, вообще радиотехникой. Появились перспективы развития теледела в Хонгурее – приехал не раздумывая, это же моя малая родина, босоногое детство моё... Да и мечталось сделать что-то хорошее для земляков. Начало было непростым, как и всякое начало большого дела. Работы было – за гланды, как говаривал герой популярного сериала. А чего ещё молодому надо? И работы, и общения, веселья – всего хватало, молодёжи в селе было много, за телефонами не сидели, как сейчас... На глазах рос посёлок. Рыбалка, соревнования, танцы в клубе – народу было много, весело! Сенокос – страда настоящая деревенская, скота раньше много было – трава по посёлку так буйно не разрасталась, во дворах траву берегли, чтоб сапоги ею мыть – улицы после дождика раскисали, грязюка! А сейчас и рыбы-то мало стало... Вообще жизнь кардинально поменялась, теперь МТС, БИЛАЙН, интернет – всё есть, а народу всё меньше в деревне...

Александр Анатольевич с улыбкой рассказывает даже о трудностях начального периода. Связь в то время была, конечно, проводная. При нашем суровом климате – железо-то не выдерживало, провода часто рвались, связистам приходилось в любую погоду выезжать устранять аварию. Помнится особо случай, когда мог вполне остаться без рук. А дело в следующем: на верхотуре находясь и уже заканчивая соединение провода, выронил Александр случайно рукавицы. А мороз нешуточный – дни-то предновогодние, трескучие. Напарника, который обычно подстраховывает на земле, сам же и попросил заняться пока ремонтом поодаль, метров за 200 – не докричишься, спускаться теперь, когда дело почти сделано, остались лишь последние штрихи, – тем паче не хочется – это значит затянуть ремонт на целый час, да и не найдёшь уже рукавицы в снегу... Пока прикидывал так и этак, замерзающие руки делали своё дело и сделали-таки! Спускался Александр, уже не чуя рук, бегом бежал в избушку, где, к счастью, имелся пузырёк со спиртом, чтобы оттереть кисти-ледышки. В тот раз всё обошлось, хотя руки ещё долго болели и кожа с них слезла напрочь...

– Однажды год такой выдался – месяц с аварий не вылезали, – ностальгически, как о чём-то дорогом сердцу, вспоминает славное прошлое сельский специалист. – Бывало, только сделаешь соединение, слышишь неподалёку щелчок – обрыв в другом месте. Разумеется, надо ехать или идти устранять аварию – связь нужна колхозникам, землякам. На верхотуре, на ветру и морозе, только эта мысль и греет – твоя работа нужна землякам, может быть, от наличия связи зависит чья-то жизнь... А каково оленеводам в тундре – им без связи никак нельзя! В колхозе во времена моей молодости было до пяти бригад, пять стад пасли оленеводы, сейчас осталось только одно стадо. Не хватает оленеводов, нет притока молодёжи, а старики, увы, уходят, им и передать-то опыт свой некому порой...

Женился Александр здесь же, в Хонгурее, познакомился с симпатичной работницей библиотеки, родом из Оксино. Вырастили двух дочек и сына. Несколько лет назад жена Александра Анатольевича покинула этот мир. Дети разъехались, сейчас живут далеко отсюда – в Краснодаре и Уренгое, а ещё недавно были ближе, и все 16 внучат – 10 девочек и 6 мальчиков – часто навещали деда в Хонгурее, нравилось им здесь.

– Дочки зовут к себе, конечно, но я хочу сохранить дом здесь – ещё в 1988 году мы его построи­ли с женой, дорог как память. Нет, конечно, не жалею, что прожил жизнь в посёлке, мог всегда выехать в любую точку на карте, я и сейчас сюда часто приезжаю, имея квартиру в Нарьян-Маре – это же родина моя...

 

Где таится счастье

 

Теплоходик сверху, от причала соседней Каменки, прибывает вовремя. И это правильно – у мошкары здесь, подле воды, свои представления о комфорте. Скорая погрузка – и всё быстрее уплывают за кормой расположившиеся на высоком берегу и по холмам домики Хонгурея, по-деревенски застенчиво выглядывающие из густых берёзовых рощ. Вот едва заметен уже и приметный, окрашенный в весёлый жёлтый цвет дом ветерана Великой Отечественной войны Данила Павловича Терентьева – дом примечательный тем, что привезён был хозяевами по реке буквально в нынешнем виде из Коми. Давно перевезён, никто уж и не помнит, когда это было. Прирос дом к земле нашей, ставшей новой родиной, стоит вольно чуть на отшибе, на высоком месте, далеко виден с реки сверху. На праздник съехалась многочисленная семья ветерана: дочки (семь дочек воспитали старожилы Хонгурея Терентьевы), внуки, правнуки. Земляки помнят своих героев-фронтовиков.

Возвращайтесь чаще в родные края, дабы, как поётся в песне, что исполнили с чувством певуньи из группы «Маремьянина родня» – милые соседки: «Чтобы знать наверняка, где таится счастье...»