По секрету расскажем, что весна для жителей НАО начинается с газетных и телевизионных репортажей из тепличного комбината «Солнышко».
Помните, была раритетная книжка о Нарьян-Маре под названием «Солнце над тундрой»? Фотографии тепличного комбината в издание 1979 года не вошли, ведь появилось предприятие значительно позже.
Кажется, разбуди агронома тепличного комбината Наталью Сумарокову посреди ночи и потребуй назвать дату первого выхода на «солнечную» работу –
ответит без запинки: 30 июля 1995 года. Хотя, когда юная нарьянмарочка Наташа выбрала профессию агронома и уезжала учиться, то даже не знала, что в родном городе строятся теплицы.
– Мою работу можно назвать зелёной терапией, – улыбается Наталья Тимофеевна. – Когда приходишь сюда, то обо всех проблемах забываешь. Работы много, она, к счастью, никогда не заканчивается. Очень рада, что моя жизнь сложилась именно так.
Первым делом идём туда, где выращивают тюльпаны. После серых бетонных переходов помещение теплицы кажется дивным райским садом – столько там света, воздуха и зелени. А кругом цветы! Красные, нежно-розовые, жёлтые… На каждом ящике внизу название сорта. Читаешь и словно пересматриваешь библиотечку дамских романов. Вот «Стронг лав», то есть крепкая любовь, а чуть дальше «Альбатрос»… А ещё дальше – суровая проза жизни. На одном из столов работница аккуратно удаляет луковицу с тюльпана, обрезает конец стебля и укладывает цветок к его прекрасным собратьям.
– К восьмому марта все сотрудницы тепличного комбината «Солнышко» получают букет тюльпанов, – поясняет Наталья Тимофеевна. – Несмотря на то, что наших работников цветами не удивить, такова традиция нашего предприятия.
После женского праздника начинается сезон огурцов.
– Семена сеем в январе, в феврале высажаем рассаду, – показывает агроном на ровные ряды пышных зелёных побегов. –
Первые огурцы вызревают в конце марта, урожай огурцов и помидоров собираем по сентябрь включительно.
После обстоятельной фотосессии выходим из зелёного солнечного царства теплицы и недолго петляем по широким бетонным коридорам. На минуту останавливаемся возле окна. За ним – металлические конструкции, запорошенные снегом.
– Строительство новой теплицы приостановлено, – говорит Наталья Тимофеевна. – А в ней предполагалось выращивать огурцы круглогодично. Хочется перейти на современные технологии, надеемся, что новые теплицы всё же достроят. В новых условиях развернёмся от души. Будем круглогодично выращивать огурцы и томаты. Пока же основной вид продукции мы получаем всего полгода.
Зелёная терапия
Следующий визит – ещё более терапевтический. Как только открываем дверь в другую теплицу, дух захватывает от свежего травяного аромата.
– Здесь выращиваются пряные травы, – говорит мой нечаянный экскурсовод. – Особенно благоухает на всю теплицу тогда, когда снимаем базилик.
Основная часть площади теплицы занята под выращивание столовой зелени: салата, укропа, петрушки и так далее. Вся эта ароматная витаминная продукция поступает на прилавки
нарьян-марских магазинов.
Когда не спеша проходим мимо этого зелёного великолепия, то не могу удержаться, чтобы не пожевать листочек свежей мяты прямо с кустика.
– Мята считается женской травой, – говорит Наталья Тимофеевна. – Она, как и петрушка, богата витамином Е. А сельдерей, напротив, рекомендуется мужчинам. Почему? Догадайтесь сами, – смеётся агроном.
Далее на больших металлических столах – различные виды столовых салатов. Издалека они кажутся большим зелёным полем, где основной цвет различается оттенками: от светло-салатового до плотного изумрудного.
– Семена для столовой зелени засеивают в специальные кассеты с почвенным субстратом и помещают в камеру проращивания, – поясняет агроном тонкости технологии. – В камерах поддерживается постоянная влажность 95% и температура 24 градуса тепла. В таких условиях зародыши прорастают быстрее и дружнее. Через три-четыре дня проклюнувшиеся семена выставляются на рассадные столы под мощные лампы для круглосуточного досвечивания.
Мимо ароматного разнотравья проходим дальше к многолетним горшечным цветам. Глаза разбегаются от многочисленных оттенков красного и розового.
– Здесь есть бальзамины белые, лососевые и пурпурные, –
сыплет терминами специалист. Вот герань зональная и королевская разных расцветок. Также каждый год выращиваем цикламены, которые пользуются стабильным спросом. Специализируемся на комнатных растениях, которые легки в уходе. Цикламен больше любит прохладу, его лучше на окошко поставить. Герань более теплолюбива, поэтому подальше от сквозняков.
Оказалось, всё как в поговорке про сапожника без сапог. Наша героиня говорит, что цветочков и на работе хватает, так что дома их совсем немного.
...Рядом висит табличка с надписью «Карантин». Удивительно, разве растения тоже нуждаются в этом?
– В промышленном производстве цветов профилактические мероприятия обязательны, – отметила агроном. – Цветы надо обрабатывать от паразитов и заболеваний, стимулировать рост и подкармливать. Поэтому в этот период цветы незащищёнными руками лучше не трогать.
Цветы жизни
Несмотря на то, что беседа в разгаре, приходится вернуться обратно в сумрак коридора. С непривычки глаза режет от яркого света, а от влажности и тепла становится некомфортно.
– Пряную зелень выращиваем на гидропонной установке в торфе, который покупаем в Вологде, – продолжает рассказывать Татьяна Тимофеевна. – А огурцы и томаты – на нашей родной земле. Перегной, на котором растут овощи и цветы, из нашей деревни Макарово.
Также и у нашей героини – где родился, там и пригодился. Замуж Наталья Сумарокова вышла на своей земле – в Нарьян-Маре. В семье двое детей: сын и дочь. По стопам родителей не пошли, выбрали свой путь. Сын военный, а дочка – стюардесса.
– Она в небе летает, а я крепко на земле стою. Я же по гороскопу Телец и это моя стихия. Руку вам показать? Ну и что там с линией жизни? Всё хорошо? Это благодаря зелёной терапии! – тепло улыбается Наталья.