Вы здесь

От арктических воинов до северных многоборцев

Национальная борьба широко популярна в ненецких тундрах / Фото Галины Лапсуй

Нынешний год, объявленный президентом Годом сохранения культурного наследия народов России, стал широко популярен.

Повсеместно проходят творческие конкурсы и фестивали. Насколько талантливы разные народы, проживающие рядом с нами, мы можем судить и по многочисленным телепрограммам, выходящим под общим названием «Страна талантов».

Песни и танцы, одежда, обряды и традиции – всё это является даром наших предков, лицом каждого народа. Не стоит забывать, что к уникальному культурному наследию относятся и кухни народов, и говорящая топонимика, и спортивные соревнования, напрямую связанные с жизненными правилами и традициями выживания каждой нации.

 

Еся муӈг и хохорэй мин

 

Не так давно на уровне Всероссийской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока заговорили о создании международной федерации по национальным видам спорта. Идея витала в воздухе давно, ведь северные многоборцы – это удивительный пласт культуры аборигенных народов России. И где бы они ни жили: на Кольском полуострове, ненецких тундрах или на Чукотке – многие спортивные соревнования у них удивительно схожи.

Почему, спросите вы, ведь они живут далеко друг от друга, относятся к разным языковым и этническим группам.

Дело в том, что сформировавшиеся многие сотни лет назад состязания, были напрямую связаны с условиями выживания и хозяйственной деятельности наших северных «гиперборейцев».

У каждого из 42 малочисленных народов России главным определяющим критерием были: физическая выносливость, сила, ловкость, смекалка, скорость, воинское мастерство и даже умение создавать эпос, прославляющий мощь предков. Всё это было частью жизни народа.

Если объяснить этот выбор просто, то важнее всего в тундре, тайге, пустыне было выжить и, конечно же, победить в схватке с врагом или диким зверем.

Именно по этой причине аборигенные этносы формировали перечень состязаний, определяю­щий лучших из лучших сначала внутри клана, затем рода, а уже потом на уровне других народов.

Побеждали сильнейшие, им доставалась слава, земли, женщины, стада оленей или табуны лошадей. Так было много веков подряд. У коренных народов сформировалась целая система выживания в условиях суровой Арктики. Мужчина должен был одинаково хорошо мастерить нар­ты и упряж, ловить оленей или объезжать лошадей, охотиться и быть воином.

Самыми сильными и смелыми воинами, по преданиям древних народов, были признаны: саалавасы – якутские богатыри, ненцы-маргеты, эвенки-падтавы, мытлыргын – чукотские воины, что переводится как свирепые; юкагиры – самбиры и алеуты – их воины назывались юниты, то есть непобедимые.

 

Закон борьбы – сила предков

 

Возможно, были названия северного воинства и у других малочисленных народов, но они, к сожалению, до нашего времени не сохранились. Хотя в эпосе разных северных народов есть рассказы о военных баталиях с разными племенами. Например, в ненецких сказаниях говорится о битвах с энцами, называвшимися вай, селькупами –мадо, нганасанами – тавыс. Взятые в плен и поверженные враги лишались права быть народом и получали новый пожизненный статус – хаби, то есть – раб.

Повествование о том, что ненцы отличались особой меткостью и выносливостью, упоминалось уже в XII веке в «Летописи временных лет» от Нестора «О человецах незнаемых в восточных странах»: «Сии же люди невелики ростом, плосковиды, носы малы, но резвы вельми и стрельцы горазды».

А в 1557 году голландский мореплаватель сэр Уильям Рэндфольф записал в судовом журнале встречу с самодийскими вои­нами, хранителями святилищ Вайгача: «Они страшно не любят чужих, очень враждебны и опасны, так как хорошо стреляют из луков и способны поразить цель с большого расстояния. Кроме того, перемещаются совершенно бесшумно и могут появиться незаметно в любой точке своего главного острова. В чём мы не преминули убедиться почти сразу.

Самоеды, одетые в странные платья, сшитые, видимо, из шкур, появились из тумана. Сколько их было, сказать никто не мог: туман скрывал от нас всё пространство на расстоянии лиги. Но по тому, как они стояли, держа перед собой огромные луки и выставив вперёд длинные колья, мы поняли: вперёд нам пути нет. Молчаливые призраки самоедских воинов растворились в тумане так же быстро, как и появились, только наши шлюпки отошло от их берега. Эти таинственные воины были так же неподвижны и нереальны, как и недавно увиденные нами идолы».

Описание таинственных вои­нов есть во многих преданиях северных народов.

В селькупском эпосе дорочу с нескрываемой завистью повествуется о том, как готовили самодийских воинов. Только самые достойные могли претендовать на звание воина. Умение бесшумно подкрадываться к врагу и крепко держать лук ценились превыше всего. Поэтому перед сражением воинов готовили долго, а затем подвергали особому испытанию. К ногам, ниже колена, привязывали колокольчики: нужно было идти настолько осторожно, чтобы они не издали ни единого звука. К луку тоже привязывали медные колокольчики: воин должен был иметь такие сильные руки, чтобы, натягивая тетиву, лук в его руках оставался неподвижным и колокольчики не звенели. Только пройдя эти испытания, мужчина мог быть назван вои­ном и допущен к будущему сражению. Подобная система подготовки точно была у якутов, эвенов, чукчей и эвенков.

Известный этнограф Людмила Васильевна Хомич в 50-е годы прошлого века записала на Северном Урале эпическую песню, рассказывающую о сражении между ненцами и селькупами:

«Сорок лучших воинов из рода Лодо стояли на высоком холме, сорок луков кылыков (название ненецких воинов у селькупов) были подняты в небо, но ни один из сорока колокольчиков не пропел свою песню, ни одна рука не дрогнула, выпуская стрелу в воинов Аседа-Ныо. Сорок воинов наших, как один, кровью своей омочили землю Салей… Солнце кровавое село в море, залитое кровью. Встать оно больше не сможет, радости в стойбищах наших не будет. Нет среди нас Юрачей, Аседов, нет и Ятнов, Вэнгов нет и Лампоев…Путь их теперь лежит в страну вечной ночи!».

 

Тарорма, или... в чём сила, брат

 

И ещё. У большинства северных народов есть особая национальная борьба, у ненцев она называется тарорма. Схватка без использования ног, когда борцы держатся за ремни или пояса друг друга. Здесь правила игры одинаковы для всех коренных народов арктического побережья. Как, впрочем, и метание ножа, копья или топора в цель, броски тынзея на точность и расстояние, езда на собаках, оленях, скачки на лошадях (у якутов, эвенов и эвенков).

Стрельба из лука – «Еся муӈг» – железная стрела, конечно, также существует у всех коренных народов Арктики, правда, у каждого называется по-своему.

Хочется сказать и о средствах передвижения, которые использовали народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это были лыжи. Они не похожи на современные, чаще обшиты нерпичь­ими или оленьими шкурами, берестяной корой или ивовыми пруть­ями. У ненцев они назывались пяйко или ламбя.

В древних китайских письменах VII века есть повествование о некогда многочисленном народе дубо, жившем на восточном берегу озера Косогола. Они не занимались земледелием и скотоводством, были рыбаками и охотниками. Два же родственных племени дубо живут севернее, на ногах у них деревянные кони, вероятно, лыжи, опираются на подпорки как на посохи, и каждый их шаг во сто раз больше шага обыкновенного человека...

«Эти три племени, – пишет позднее в XVII веке Вильгельм Радлов, – были самоеды – охотники, которые хорошо стреляли из луков. В настоящее время эти племена совершенно исчезли и слились с тюрками и татарами».

 

Силу проси у духов земли

 

У каждого аборигенного народа были свои критерии силы. Северяне не поднимали гири или штанги. В суровых условиях Арктики нельзя было быть слабаком, потому-то показателем победы и силы человека были клыки диких зверей, убитых в схватке. Битва с медведем, борьба с волком или морским зверем оценивались наравне с воинским подвигом.

Причём схватка была без применения винтовки, она признавалась орудием убийства, оружием слабых. Только руки, копьё и нож. Наградой человеку становились когти и клыки поверженного, которые он потом носил на поясе. Это было предметом гордости всего рода.

У коренных народов были и другие силовые соревнования, которые очень часто используются как развлечение и сейчас, но от этого они не теряли своего глубинного смысла. У жителей Чукотки, Камчатки были распространены игры с камнями. Соревновались в силе, кто сколько камней унесёт или как далеко бросит тяжёлый камень.

У ненцев и других народов Севера и Сибири было распространено состязание, которое у тундровиков называлось «Хохорэй мин» – «Сила лебедя». Сломать руками сухую плечевую кость лебедя, взявшись за неё с двух концов левой и правой рукой – состязание для богатырей. Я наблюдала такое в общине «Ямб то» и скажу, что сделать это практически невозможно. По крайней мере, из 20 участников силовой «олимпиады» победить лебедя не смог никто. А наши предки могли!

В общем, если перелистать древнюю историю этносов Арк­тики, мы с полной уверенностью сможем подтвердить сходство культурного наследия наших предков. Бесспорно, всё что мы имеем сегодня – это готовые межэтнические спортивные соревнования, где каждый народ сможет показать свою ловкость, силу, выносливость и, главное, отдать дань памяти и признательности нашим аборигенным предкам. Ведь для них то, что мы сегодня называем соревнованиями по национальным видам спорта, было частью жизни, способом выживания!

Очень хочется, чтобы в наши дни северное многоборье использовало для соревнований настоящие, а не суррогатные снаряды. Если уж речь идёт о прыжках через нарты, значит, должны быть настоящие ездовые сани, а не почтовые ящики, через которые перешагнёт даже ребёнок.

Необходимо, чтобы при выполнении заданий учитывались и ростовые параметры, и национальная составляющая участников. Все эти вопросы, надеемся, будут обсуждаться и учитываться при разработке устава федерации.