Вы здесь

НАО в стиле этно. Записки кладоискателей

В гостях у Фёдора Нокрета. Община «Ямб то» / ФОТО ЭКЦ НАО

Сокровища народной культуры собрали участники проекта «ЭтноРакурс».

В июне исследователи побывали в Коткино, в августе – в общине «Ямб то», в сентя-бре – в Оме. Материалы экспедиций станут основой трёх документальных фильмов о русском, ненецком и коми народах.

На благие цели весной этого года студия «Блиц» получила грант окружного Департамента образования, культуры и спорта в размере 1 млн рублей за победу в конкурсе некоммерческих организаций. В «ЭтноРакурс» органично влились и содержательно дополнили ранее запланированные проекты Этнокультурного центра НАО – фольклорно-этнографическая экспедиция «Коми олöм» («Жизнь коми») и «Ямдаковна» («Тропами предков»).

Команду проекта составили сотрудники ЭКЦ, активисты мультстудии «Ангел» и НКО «Нарьян-Мир». На помощь окружным исследователям пришли кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН Валерий Шарапов, кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора фольклора Алексей Рассыхаев, заведующий сектором фольклорно-этнографических материалов Вологодского центра народной культуры Иван Теленков и оператор Игорь Рочев. 

«Русскую» группу возглавила завотделом славянской культуры ЭКЦ Надежда Яркова, «ненецкую» – замдиректора ЭКЦ, аспирант С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова Ольга Латышева, «коми» – завотделом коми культуры ЭКЦ Ольга Коцюбанская.  Руководство многоформатным процессом взяли на себя глава студии «Блиц» Алексей Пленокос и директор ЭКЦ Елена Вергунова.

Полезные навыки работы «в полях» изыскатели получили на занятиях этномедиашколы. Там они научились основам полевой работы в экспедициях, сбору и систематизации медиа-контента, этножурналистике, видеосъёмке.

Подробности путешествия собиратели фольклора регулярно публиковали ВКонтакте – на личных страницах и в группе Этнокультурного центра, тем самым расширяя круг причастных до сотен и даже тысяч. Записи и фотографии путевых дневников стали сами по себе артефактами, из которых складывается детальная картина трёх народов, проживающих в Ненецком округе.

 

Коткино. Работящее село

 

3 июня

Этнографов Ивана Теленкова и Надежду Яркову, режиссёра Зинаиду Власову, видеооператора Игоря Рочева радушно встретил в аэропорту глава Коткинского сельсовета Александр Баев, помог с транспортом, принял у себя в администрации, внимательно выслушал и пообещал помощь, если потребуется.

Записали первого информанта – Ольгу Павловну Канюкову. Немножко прогулялись по красивому селу. Отметили, что каждый прохожий, от мала до велика, здоровается. Так приятно!

 

7 июня

Вести «с полей». Рассказывает Зинаида Власова:

– Северный народ скромный, не все готовы разговаривать на камеру. На нас смотрели с интересом, иногда даже с подозрением, но когда узнавали, что снимаем о культуре и традициях Коткино, то соглашались на интервью.

Записали Сергея Безумова, Андрея Метсо, Ольгу Канюкову, Светлану Каневу, Надежду Семяшкину, Елену и Клавдию Коткиных, Валентину Ардееву и других.

Жизнь в Коткино бурлит: огороды посадили в эти выходные всем селом, сейчас пришли баржи, тоже дружно разгружают их, пока вода большая. Здесь живут труженики!

 

9 июня

Обсудили итоги экспедиции в Коткино. В целом результаты таковы: опрошено 14 информантов, а также 10 участниц хора «Суляночка» местного Дома культуры. Записана информация о жизни и занятиях населения села 50–70-х годов XX века. К сожалению, более ранний пласт культуры выявить не удалось.

В лучшей степени сохранности оказались хозяйственно-бытовые аспекты жизни, словом то, что на практике передаётся из поколения в поколение. Песенный фольклор бытует довольно небогатый, может, потому что жителей преклонного возраста практически нет в Коткино.

Село оставило хорошее впечатление – все заняты делом, праздных людей мы не встретили. Все улицы, дома, хозпостройки добротны, ухожены, везде чисто, видно, что коткинчане селом дорожат. Настрой у людей боевой, деловой, оптимистичный, ни разу никто не сказал, что планирует переехать в город. Чувствуется, что людям на своей земле жить хорошо, это очень порадовало нас!

Для создания фильма материала достаточно, да и этнографам будет с чем работать. Все записи оформим, сохраним, ведь даже те, что сейчас могут показаться малозначительными, в будущем кому-то из исследователей потребуются, и, вполне вероятно, станут опорными, важными.

 

«Ямб то». Большеземельский акцент

    

20 июля

Сегодня одновременно стартовали очередной этап проекта «ЭтноРакурс» и экспедиция «Ямдаковна» («Тропами предков»). Члены группы в составе Ольги Латышевой, Людмилы Ледковой и режиссёра-оператора Сергея Тайбарея отправились на территорию кочевания семейной родовой общины «Ямб то».

Несмотря на то, что достаточно непростой маршрут (перелёт Нарьян-Мар – Амдерма, далее на Трэколе до первого стойбища и переезды на оленьих упряжках до следующих стойбищ) усложнился непредвиденной ночёвкой в Каратайке, наши исследователи не унывают и очень благодарны семье начальника аэропорта за тёплый приём. Побывали у коллег в каратайском Доме культуры, пообщались
с семьёй оленеводов.

 

5 августа

Из двухнедельной комплексной экспедиции в общину «Ямб то» вернулась группа специалистов. Работали в трёх стойбищах – семей Якова Соболева, Веры Ламдо и председателя общины Фёдора Нокрета. Часть людей опросили на традиционном празднике Дне оленя – «Та’ ер’ яля» («День середины лета»).

От 25 информантов зафиксированы фото-, аудио- и видео-материалы по традиционной культуре ненцев. Это бытовые рассказы об оленеводческой жизни, информация по объектам материальной и нематериальной культуры, технологиям изготовления нарт, обработки шкур для пошива традиционной одежды, некоторых видов хозяйственной деятельности.

Также собран полевой материал по оленеводческой терминологии, на основе которого будет создан лексический словарь ненцев общины «Ямб то», для которых характерен большеземельский говор. Это термины основных видов хозяйства, родства и свойства, образцы ненецких имён, названия оленей по мастям и возрастам, информация по дрессировке оленей и пастушьих собак.

Ома.

Хоровод культур

 

15 сентября

Сегодня стартовали очередной этап «ЭтноРакурса» и экспедиция «Коми олöм» («Жизнь коми»). Члены группы в составе Ольги Коцюбанской, Валерия Шарапова, Алексея Рассыхаева и Игоря Рочева отправились в село Ома. Нашим коллегам предстоит большая исследовательская работа – сбор этнографического материала на различные темы в коми культуре, а также съёмка видеосюжетов, которые лягут
в основу будущего документального фильма.

Ранее по исследовательскому проекту «Коми олöм» были проведены фольклорно-этнографические экспедиции в населённые пункты: Волоковая (2014 г.), Каратайка (2015 г.) и Харута (2016 г.). По результатам исследований была издана книга «Фольклор ижемских коми НАО» (составитель А.Н. Рассыхаев).

 

23 сентября

Обсудили итоги сводной экспедиции в Ому. Собраны материалы по устной прозе: записаны родовые предания о кочевавших по тундре оленеводах, о заселении мест (с. Ома, д. Вижас, д. Снопа, д. Волоковая и другие). Календарная обрядность представлена записями о почитании «божественных» праздников, предписаниями и запретами. Интересные сведения зафиксированы по народной медицине, традиционной кухне.

Из фольклорных жанров записаны частушки и песни на коми и русском языках, материалы по играм с оленьими и птичьими косточками, пряткам и догонялкам. Исследователи подчеркнули интересный факт: коми-ижемцы, живя на территории тундр НАО, сохранили свою локальную культуру, обогатив её ненецкой, а кое-где взяв в коллективную народную память фрагменты русской культуры. Это говорит о том, что коми-ижемская культура открытая, живая, и это радует.

 

А дальше?

 

В декабре дружная этнокоманда представит на суд зрителей живые истории народа, запечатлённые в кинодокументалистике. Это событие станет ярким завершением российского Года культурного наследия в Ненецком автономном округе и весомым вкладом региона в общую сокровищницу народной культуры.

Чтобы собранные этнографами богатства не пылились в сундуках, материалы экспедиций обработают, обобщат и вновь отправят в народ, – чтобы помнили, чтобы знали, чтобы приумножали.

 

Ольга Латышева. Ямданка по воргам общины «Ямб то»

Проснулась утром, сильный ветрище. Подумала, ямданку отменят. Но Елена и Иван Соболевы, в чуме которых остановились, не подтвердили мои предположения. Мы всё-таки будем ямдать. Накануне Иван деловито спросил: «Мой-то аргиш, наверное, Ольга Ефремовна поведёт? Я ведь завтра пастух, да и машину некому везти». В далёком детстве и юности у нас были свои упряжки, иногда мне приходилось везти аргиш с одним возом. Я соглашаюсь на три. Позже узнаю, что к последнему возу привяжут ещё четырёх подсанных и собаку. Ответственная и важная миссия.

Вот все тронулись, я взяла в руки вожжу, прошлась несколько шагов, чтобы почувствовать оленей. И... поехала. Через метров пять успокоилась, всё вспомнила. Как прекрасно ехать самой на оленях! Дорога по воргам общины «Ямб то» хороша! По-ненецки – салмуй (ровная), нет болотистых мест, кочек. От впереди идущих аргишей мы не отстаём! Аргиши все танета”, то есть все движутся лёгкой рысью. Аж дух захватывает!