Вы здесь

ПОРА развивать Арктику

Во вторник в Нарьян-Маре состоялось заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА)

Мероприятие было посвящено обсуждению Стратегии развития Арктической зоны РФ, обеспечению национальной безопасности до 2035 года и актуальным вопросам развития региона.
Серия подобных стратегических сессий уже прошла в Архангельске, Якутске, Мурманске, Дудинке, Салехарде, Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Ещё два мероприятия ПОРА планирует провести в Республике Коми и на Чукотке. Проектный офис, по сути, поддерживает работу над Стратегией в качестве экспертной площадки. С помощью цифровой платформы собирают предложения граждан нашей страны, а в регионах проходят встречи с участием местных экспертов.

И о поселениях не забыть

В Нарьян-Маре обсудить документ, который в настоящее время разрабатывает Минвостокразвития России, собрались представители федеральных и региональных органов власти, прокуратуры НАО, общественных организаций и бизнеса. На диалог с ними в режиме видео­конференцсвязи вышел заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.
– Сегодня мы продолжаем серию обсуждений, посвящённых Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Несмотря на то, что Ненецкий округ совсем небольшой регион, его потенциал с точки зрения будущего развития российской Арктики имеет очень важное стратегическое значение, – отметил Александр Викторович, приветствуя собравшихся. – Вопросов, которые перед нами стоят, достаточно много, и все они связаны с созданием условий для реализации экономического потенциала и инфраструктуры, в которой наша Арк­тика крайне нуждается, с улучшением качества жизни людей. На новом этапе освоения нужно создавать условия для них выше средних по стране. Тогда мы сможем привлечь кадры и решать новые амбициозные задачи.
Также замминистра отметил, что в нашем регионе главными технологиями развития должны стать общероссийские проекты: Северный морской путь и сопутствующая ему инфраструктура.
– В частности, разрабатывается программа развития опорных населённых пунктов, которая призвана вдохнуть жизнь в удалённые поселения. Формируется система документов стратегического планирования, касающихся арктических регионов. Нам очень важна помощь экспертного сообщества, представителей регио­нов и самих жителей Арктики. Уровень стратегических сессий растёт, регионы чётко формулируют пожелания. На данный момент у нас уже существует общее понимание ситуации, и мы со своей стороны готовы максимально учесть собранные предложения в тексте Стратегии, – отметил Александр Крутиков.

Избавиться от стереотипов

Заместитель губернатора НАО Евгения Калашник в свою очередь подчеркнула, что ключевым фактором развития округа является вывод на новый уровень транспортно-логистической отрасли в регионе. Что, собственно, вписывается и в стратегические задачи страны в Арктике.
– Реализация таких проектов, как строительство порта в Индиге, модернизация аэропорта Амдерма, формирует новый потенциал развития Западного арк­тического бассейна в целом, – сообщила Евгения Калашник.
В ходе сессии её участники обсуждали самые разные вопросы: от здравоохранения и малого бизнеса до развития арктического туризма.
Руководитель Департамента финансов и экономики НАО
Татьяна Логвиненко представила несколько преимуществ Ненецкого округа, которые легли в основу стратегического планирования социально-экономического развития региона до 2030 года. В частности, речь идёт о ресурсах, Северном морском пути, что позволяет говорить о возможности масштабного развития транспортно-логистической отрасли в НАО и арктическом местоположении.
– Особое внимание к Арктической зоне РФ позволяет рассчитывать на обусловленное развитие региона. Для грамотного использования заявленных преимуществ округу необходимо преодолеть ряд вызовов, которые стоят сегодня перед нами, и избавиться от стереотипа его низкой привлекательности для проживания, – отметила Татьяна Павловна. – Добыча нефти и газа составляет 76% в структуре отраслей. Окружной бюджет полностью зависит от цены на нефть. Для обеспечения экономической устойчивости необходимо со­здать вторую ведущую отрасль –
транспортно-логистическую.
Хотелось, чтобы в Стратегию развития Арктики до 2035 года от нашего региона были включены ключевые инфраструктурные проекты: завершение строительства автодороги Нарьян-Мар – Усинск, реконструкция порта Амдерма, углубление русла реки Печоры. Кроме того, учитывая, что НАО достаточно близок к крупнейшим зарубежным арктическим научным центрам и имеет уникальную природу и местоположение, он может выступить тестовой площадкой для апробации высоких технологий и новейших решений хозяйствования.

Есть вопросы по взносам

Председатель Совета Нарьян-Марского горпо Светлана Паю­сова обратила внимание на транспортные проблемы и страховые взносы, которые установлены в размере 30%.
– Мы практически не можем поднять заработную плату своим работникам, поскольку взносы превышают её размер. Платим страховые на основной оклад, климатические и коэффициент, то есть выходит в тройном исчислении. В других регионах такого нет. Проблемы во всех северных широтах сопоставимы. Здесь мы живём в экстремальных условиях и не получаем никаких возмещений, – подчеркнула Светлана Ефимовна.
Спикера поддержала Татьяна Логвиненко:
– У наших предпринимателей повышенная нагрузка в связи с необходимостью оплаты гарантий, предусмотренных для жителей округа. Стоимость одного работника на Крайнем Севере в 2,4 раза выше, чем в других регионах. Это не позволяет вести справедливую конкуренцию с предпринимателями из других субъектов. Поэтому для развития малого и среднего бизнеса в российской Арктике требуется дополнительная поддержка. Предлагаем на федеральном уровне рассмотреть снижение страховых взносов до 7,6% для предпринимателей, работающих на Севере, а также исключить из налогооблагаемой базы по страховым взносам суммы, уплаченные с целью исполнения законодательства по гарантиям для северян. Ещё необходимы преференции для предпринимателей арктической зоны в части компенсации расходов по оплате проезда к месту отпуска.

Раздел для коренных народов

Участвовали в мероприятии и депутаты окружного парламента. Татьяна Федорова предложила, чтобы в Стратегии был учтён вопрос о поддержке и развитии полярных станций на трассе Северного морского пути.
– Кроме того, о развитии арктической зоны невозможно говорить при отсутствии транспортной структуры и без развития малой авиации. Ещё один момент, на который необходимо обратить внимание – состояние взлётно-посадочных полос в сельских населённых пунктах. Для приведения их в нормативное состояние нужна господдержка, – подчеркнула парламентарий.
Вице-спикер окружного Собрания Матвей Чупров считает, что в Стратегии необходимо выделить раздел, посвящённый коренным малочисленным народам Севера, защите и сохранению их исконной среды обитания и учесть предложения, которые поступают от людей.
– Хотел бы привлечь внимание ещё к одной важнейшей задаче – созданию единого информационного пространства. Оно позволит объединить российских жителей Арктики. Необходимо поддержать Ассоциацию арктических СМИ, обеспечить проведение медиафорумов и развивать общие арктические ресурсы, – считает депутат. – Наша главная цель – забота о людях. Уровень жизни жителей северных регионов должен быть выше, чем в средней России. Это можно обеспечить за счёт компенсационной и государственной поддержки. Такой принцип нужно учесть при разработке документа.
Подводя итоги встречи, заместитель министра Александр Крутиков согласился с видением представителей региона относительно поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Поддержал он и предложения, касаю­щиеся реализации федерального законодательства в сфере госзакупок. В частности, речь идёт об избыточных требованиях к формированию заявок и установлении предела начальной суммы контракта.
– Для районов Крайнего Севера надо отдельно обсудить нормы данного документа, – подчеркнул замминистра.
В завершение дискуссии замминистра поблагодарил всех за конструктивные предложения, которые позволят с учётом задач и перспектив развития отметить в Стратегии отдельно каждый регион.

 

Справка «НВ»
Проектный офис развития Арктики (ПОРА) – общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. Экспертный центр ПОРА создан для привлечения внимания к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на Севере России. ПОРА является базовой площадкой Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

 

Матвей Чупров:

В Стратегии необходимо выделить раздел, посвящённый коренным малочисленным народам Севера.

 

Татьяна Логвиненко:

Предлагаем на федеральном уровне рассмотреть снижение страховых взносов до 7,6% для предпринимателей, работаю­щих на Севере.

 

Татьяна Федорова:

Для приведения в нормативное состояние взлётно-посадочных полос в сельских населённых пунктах нужна господдержка.