Вы здесь

Каюры Победы

«Хаяр». Песня о ветеранах оленной армии / Фото Екатерины Эстер

В рамках межрегионального форума «Аргиш Победы» на экспозиции Этнокультурного центра НАО состоялось открытие выставки «Личные вещи солдата оленной армии».

Среди участников – мастера из Нарьян-Мара, Каратайки, Омы, деревни Вижас, Красного, Амдермы, Индиги и Харуты.

Чистый высокий голос исполнительницы в национальной ненецкой одежде под аккомпанемент этнической музыки завораживает, с первых нот словно созвучен мыслям каждого посетителя выставки.

Слова на незнакомом языке, разумеется, не всем понятны, но эмоциональный настрой песни, вся атмосфера зала с расположенными на стеллажах и витринах подлинными вещами солдата оленетранспортного эшелона словно ненавязчиво переносит слушателей в те грозные дни битв на просторах северной тундры с вооружённым до зубов врагом. Песня о ветеранах войны, о солдатах Победы «Вадумам табэй» в исполнении артистов ансамбля «Хаяр».

 

А олени лучше

 

Во время тяжелейших сражений Великой Отечественной войны на заполярном участке Карельского фронта командование приняло решение задействовать особенные подразделения – оленетранспортные эшелоны.

Боевое применение оленей в Заполярье – это уникальный опыт, который не имел аналогов в мировой истории. Участие оленеводов обосновывалось тем, что представители коренных северных народов более приспособлены к условиям зимы и короткого лета в Заполярье, олени для них привычны и смогут лучше в условиях тундрового бездорожья справиться с возложенными на них боевыми задачами. Танк – хорошо, лошадь – хорошо, а олени лучше.

Как выглядела война для солдата из тундры? Что брал с собой на фронт оленевод, призванный защищать Родину? Сегодняшняя экспозиция рассказывает о подвиге бойцов оленеводов на Карельском фронте через предметы их быта.

– В прошлом году уже проводилась региональная выставка-конкурс «Личные вещи солдата оленной армии». Затем, после трёх этапов отбора, наша экспозиция стала лучшей на всероссийском фестивале «Салют Победы» в Твери, где участвовали 43 региона России, – рассказала во вступительном слове ведущая вечера. – Сегодняшняя выставка, организованная в рамках межрегионального форума «Аргиш надежды», посвящённого памяти участников оленетранс­портных эшелонов и 80-летия Победы в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 годов, приобретает новое, более глубокое звучание. Впервые мы представляем подлинные предметы из семейных архивов, которые имели место быть у воинов 31-й оленетранспортной бригады. Каждый такой предмет – это молчаливый свидетель подвига. Рядом с ними – работы мастеров Ненецкого автономного округа, созданные по семейным воспоминаниям и фотографиям.

 

Служили два товарища

 

Служили два товарища в одном и том же полку – как в песне поётся. Михаил Канев из Нарьян-Мара и Семён Ануфриев из Харуты. В одном из боёв подразделение попало в окружение, Семёна тяжело ранили:

– Оставь меня, Мишук, и иди к своим. Только будь другом, пристрели меня – не хочу попасть в плен. Уходи, слышишь, вдвоём не выбраться.

– Отставить, Семён, держись крепче – прорвёмся! Вот и тундра нас не выдаст, пурга начинается, видишь? Прорвёмся, брат, и не такое бывало...

Так и вышли из окружения, дотащил боец раненого товарища, теряющего сознание, в расположение. Пурга действительно разыгралась не на шутку, прикрыв своим белым крылом бойцов...

Воевали храбро товарищи, дошли до Берлина, вернулись с победой домой и работали в родных краях. Михаил Прокопьевич Канев – бригадиром в оленеводстве в колхозе «Харп» посёлка Красное, а Семён Герасимович Ануфриев был председателем колхоза «Рассвет Севера» в посёлке Харута.

Великая Отечественная вой­на – это история каждой семьи и каждого из нас. Эту историю рассказала дочь Михаила Прокопь­евича – Людмила Михайловна Ванюта, предоставившая на выставку подлинные вещи своего отца-героя.

 

Вещи помнят своих хозяев

 

В привычной тундровой одежде воевали тундровики – опытные каюры и меткие охотники. Малица и маскхалат, тобаки с подвязками, тынзей – подлинные вещи солдата-оленевода.

Рубахи мужские нательные и рабочий чемоданчик для инструментов Василия Ивановича Артеева, предоставленные Еленой Ивановной Вергуновой; медали, военный билет, учётно-послужная карточка и красноармейская книжка Михаила Прокопьевича Канева, предоставленные Людмилой Михайловной Ванютой; справка о призыве на фронт Николая Антоновича Манзадея, предоставленная Мариной Алексеевной Дуркиной, – подлинные солдатские вещи и документы.

И рядом – макеты мужской легковой и грузовой нарты, любовно и мастерски изготовленные из дерева Валерием Василь­евичем Канюковым из Вижаса и Николаем Егоровичем Вылкой из Каратайки.

Сделаны также элементы упряжи, макет ненецкого чума, тынзей мастерами Иваном Василь­евичем Апицыным из Нарь­ян-Мара и Ананием Василь­евичем Канюковым из Омы.

Представлены архивные фотографии традиционной одежды и предметы быта. Документально подтверждали использование практически каждого мирного предмета на войне. Основная линия – это вещественные экспонаты. Оленеводческая одежда, обувь, предметы быта, орудия труда, которые использовал на фронте воин 31-й оленетранс­портной бригады, 14-й армии Карельского фронта.

Особую ценность экспозиции придают предметы, хранимые в семейных архивах.

 

Вестник с фронта

 

Необычную историю двух брать­ев со слов бабушки рассказала внучка рядового Фёдора Ивановича Канюкова – Людмила Эрнестовна Михайлова.

Деда Людмилы, Фёдора Ивановича, призвали на фронт вместе со старшим братом Петром. Братья всегда жили дружно, а перед тем, как уйти на фронт, они дали клятву друг другу: кто останется в живых, тот возьмёт на себя ответственность за детей погибшего. Жили в одном чуме. Ненцы в то время вместе с оленями уходили на фронт, где нужен был транспорт.

– У деда был прекрасный вожак-олень. Очень красивый бык. По дороге он выпрыгнул из вагона на ходу и убежал, – делится воспоминаниями бабушки Людмила Эрнестовна. – И этот бык вернулся в родное стойбище только спустя полгода. Одинокий олень воспринят был как вестник с фронта. Весть печальная – дедушка погиб. Но этот олень так и остался до смерти в стойбище. Он прожил до старости, и никто никогда не трогал этого оленя. И уздечку бабушка Дарья тоже хранила до конца войны. Надеялась, что сын её всё-таки вернётся...

Тундровики были отличными следопытами, умели бесшумно подкрадываться к врагу и брать языка. Именно это было отмечено командованием в первые месяцы войны.

Из нашего округа было принято решение мобилизовать на фронт 6 000 оленей, 1 200 нарт с упряжью и около 600 каюров. Поэтому в короткий срок было необходимо обеспечить тружеников тундры на тот момент и будущих бойцов всем самым необходимым, обеспеченность у них была практически полная. Мало где такое было, когда солдат воевал и в своей одежде, и со своими вещами, пользовался своим снаряжением.

Из документов: оленные бойцы эвакуировали 162 самолёта, спасли 10 тысяч раненых бойцов, подвезли 17 тысяч тонн бое­припасов. Статистика говорит сама за себя об эффективности использования этого транспорта

…А в день открытия выставки благодарственные письма были вручены активным участникам презентации и мастерам, которые предоставили свои изделия.

 

Под защитой дедовой иконы

 

Мы поговорили с одним из взволнованных посетителей выставки. Вячеслав Иванович Филатов рассказал про своего отца, бойца оленной армии.

– Дед мой – мезенский помор, но жил в то время уже в Волонге. Отца, молодого парня, призвали, и вместе с другими солдатами пошли они на фронт из Пеши. Дед-старовер благословил отца старинной иконой, –
делится воспоминаниями сын солдата оленной армии. – Ненцы обучили его ездить на упряжке, выдали ему малицу, крепкие тобаки в Пеше. Иван Филатов в 1945 году закончил войну в Чехословакии, его часть была переброшена на Дальний Восток, на войну с японцами, но не успели. Год служили на Чукотке, врубались в скалы, из камней делали себе землянки. И вот эту зиму они пережили. Только через год он вернулся в свою родную деревню Великую, что возле Волонги. У него было два или три лёгких ранения всего за всю войну. Хотя рассказывал такие случаи, ужасные просто! По ночам отец нередко кричал – ему снились те бои. И на диверсии ходили, и в плен языков брали. Нам-то он мало рассказывал, я потом по большей части узнал из книг Юрия Канева.

Ушёл из жизни ветеран Иван Филатов в 94 года, в 2012 году.

– Выставка «Личные вещи солдата оленной армии» будет работать до 8 декабря, принимая всех, кто желает прикоснуться к уникальной странице истории Заполярья, – рассказали организаторы из ЭКЦ НАО.