Вы здесь

Отважный сын земли ненецкой

Александр Петрович Кокин, кавалер двух орденов боевого Красного Знамени, конец 30-х годов / фото предоставлено Ю. Каневым

Ежегодно 9 декабря в России отмечается День Героев Отечества

 

Если б не насмерть,

ходил бы тогда тоже – героем…

В.Высоцкий

 

 

Он посвящён всем, кто своим мужеством и самоотверженностью заслужил звание Героя России, Героя Советского Союза, статус георгиевского кавалера или кавалера ордена Славы.

Однако не ошибусь, если скажу, что к этому великому полку удостоенных больших почестей навечно приписаны и все те, кто по первому зову Родины-матери вставал на защиту нашей Отчизны. Независимо от званий и степени наград.

Один из них наш земляк – гвардии старший сержант Александр Петрович Кокин, который родился 15 июня 1917 году в деревне Снопе.

Как повествует краевед Юрий Канев в своей книге «Увенчанные славой», герой был призван на фронт в ноябре 1941 года Ненецким окружным военкоматом.

Наряду со многими земляками-северянами сражался с фашистами на Мурманском направлении Карельского фронта. Более двух лет в жестоких боях оборонял один из самых горячих участков фронта – Кольский полуостров. Ходил в разведку, нёс боевое охранение.

Звёздным часом для командира отделения гвардии старшего сержанта Кокина стала Петсамо-Киркенесская наступательная операция.

7 октября 1944 года Александр Петрович последовательно принял сначала командование взводом, а затем ротой. Во время первой атаки по овладению дорогой западнее реки Валас-йоки его подразделению удалось уничтожить 48 горных егерей. Ещё 36 было взято в плен. Не останавливаясь на захваченном рубеже Кокин повёл своих солдат в атаку на высоту «Лекарство» и первым ворвался во вражеские траншеи. Девять егерей пытались взять храбреца в плен, но он не растерялся – гранатами и автоматным огнём уложил 8 врагов, девятого одолел в рукопашной, прикладом.

Затем 9-я гвардейская рота под командованием Александра Кокина захватила ещё две высоты и дорогу, отрезав от основных сил около 400 немцев. Горные егеря, опешившие от подобной дерзости русских, попытались прорваться к своим, но напоролись на хорошо организованную систему огня.

Восемь раз немцы поднимались в контратаку, и восемь раз гвардейцы отбивали их с большими потерями. На скатах высоты остались лежать свыше 270 трупов в камуфлированной егерской форме. Старший сержант Кокин истребил в этом бою метким огнём из автомата 17 вражеских солдат. Вечером того же дня он выдвинул роту вперёд, но вскоре немцы с правого фланга начали атаку.

Кокин поставил туда пулемёты, а сам с верным ППШ решил проверить левый фланг. Здесь его внезапно атаковал взвод егерей – три десятка здоровенных австрийцев.

Трижды они пытались прорваться, но советский богатырь, занявший выгодную позицию, усердно потчевал земляков фюрера свинцовыми «пилюлями» и «лимонками». В одиночку (!) он отбил три атаки и уничтожил 27 вражеских солдат. 9 октября 1944 года 9-я рота в бою за высоту «Пень» встретила массированный огонь станковых пулемётов немцев. Страшно, когда пулемёт «стрижёт» длинными очередями воздух над тобой, пули рвут землю и камни.

Старший сержант Кокин сумел подобраться к огневой точке и забросать её гранатами, тем самым обеспечив взятие вражеской высоты. 12 октября 1944 года при штурме Луостари Кокин со своей ротой уверенно атаковал противника, превосходящего по силам в пять раз. Продвинулись с боем на два километра, захватив при этом три склада. Затем в течение ночи рота отразила 8 контратак и уничтожила около 70 солдат и офицеров противника. В боях за Луостари Александр Петрович лично истребил ещё 16 гитлеровцев. Заключительным аккордом для Кокина и его чудо-богатырей стали яростные бои за Петсамо (Печенгу). Там они уничтожили свыше 400 солдат и офицеров вермахта, 40 – взяли в плен. Кокин при этом записал на свой боевой счёт свыше 60 уничтоженных противников. Поразительно, но даже лёгкого ранения в этих ожесточённых боях отважный гвардеец не получил.

За все эти поистине эпические подвиги командир 35-го гвардейского полка представил старшего сержанта Кокина к «Золотой Звезде» Героя Советского Союза. Командование 10-й гвардейской дивизии, 99-го Краснознаменного стрелкового корпуса, Военный Совет 14-й армии сочли, что боец, безусловно, достоин высшей награды Родины. И лишь последняя инстанция – командующий фронтом свежеиспеченный маршал Мерецков почему-то не утвердил этих решений. Приказал наградить героя орденом Красного Знамени.

В феврале 1945 года 10-я гвардейская дивизия прибыла в Померанию в состав 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовского. Александр Кокин в рядах 2-го стрелкового батальона родного 35-го гвардейского полка принял активное участие в боях на подступах к Гданьску.

Ротный поднял своё подразделение в атаку и, несмотря на ожесточенное сопротивление противника, первым ворвался в город Руммельсбург. Как написано в очередном наградном листе: «...личным примером он воодушевлял бойцов и офицеров на выполнение боевой задачи. Тов. Кокин, (парторг роты. – Авт.) организуя непрерывную партийно-политическую работу, обеспечил высокую авангардную роль коммунистов в наступательных боях».

В сражениях за высоты, расположенные южнее села Загорш, отразили 30 контратак противника. Он лично из автомата уничтожил 16 немецких солдат и офицеров. Второй орден Красного Знамени, которым наградили героя за эти подвиги, к сожалению, уже не нашёл его живым. Александр Петрович Кокин сложил голову в жестоком бою 18 марта 1945 года на подступах к Гданьску.

Краеведы, разбирая скупые строчки наградных листов, недоумевали от того, что «Золотая Звезда» так и не нашла нашего героя из Снопы. Сейчас имя славного сына земли ненецкой увековечено в Книге Памяти НАО и на обелисках.

Останки отважного солдата упокоились в одной из тысяч братских могил в далёкой Польше.

 

Подготовил Андрей Чуклин.

В материале использованы материалы из книги Юрия Канева и фрагменты очерка Виктора Ильина