Вы здесь

Энергетическое сердце планеты

За свои 89 лет «Няръянка» о чём только не писала. Репортажи о событиях родного округа, очерки о тружениках тундры, геологах, простых жителях зачастую дополняют новости российского масштаба. В этом материале – рассказ об одном из грандиозных арктических проектов, заводе по производству сжиженного природного газа и морском порте Сабетта.

Около 200 представителей СМИ из 23 стран приняли участие в Международном циркумполярном конгрессе «Арктический медиамир», прошедшем в Салехарде. Среди них – журналисты из Ненецкого округа. Неудивительно, что для первого знакомства гостей с Ямалом организаторы выбрали именно Сабетту, сегодня она вызывает интерес во всём мире. Это и промышленный гигант «Ямал СПГ» на берегу Карского моря, и вахтовый посёлок, и международный аэропорт, и морской порт – ключевая точка развития Северного морского пути.
Огромную территорию посреди бескрайней тундры озаряют тысячи огней. Во мраке полярной ночи её становится видно задолго до посадки самолёта. Размах производственных мощностей вряд ли оставит хоть кого-то равнодушным. Дорога, ведущая к заводу, петляет между километрами труб как в лабиринте. Все коммуникации проведены над землёй. Здания, модули, сооружения установлены на сваях для того, чтобы не растопить вечную мерзлоту, уходящую вглубь на 400 метров.
Кажется невозможным, но весь этот огромный комплекс, занимающий пять квадратных километров, был воздвигнут за считанные годы. Ещё в 2011-м на этом месте были лишь тундровые озёра и болота. Первыми сюда пришли изыскатели, добыли из водоёмов десятки миллионов кубометров песка, чтобы отсыпать площадку, на ней и началась стройка века.
В октябре 2012-го в морской порт, предназначенный для доставки строительных грузов и вывоза СПГ, зашло первое судно.
– Первая свая была забита 24 апреля 2014 года, – рассказал журналистам первый заместитель директора проекта «Ямал СПГ» Дмитрий Манаков. – За счёт применения модульного строительства комплекс был сложен словно конструктор, из 142 пятидесятиметровых кубиков, созданных на зарубежных верфях и собранных здесь, на Сабетте. Самый тяжёлый модуль, доставленный на Ямал по Северному морскому пути, весил 7 200 тонн.
В феврале 2015 аэропорт Сабетта принял первый пассажирский рейс. В пик строительства здесь находилось 34 тысячи человек. В аэропорт прибывает 3-4 рейса с пассажирами в день, а проживает около 14 тысяч человек.
– Это только вахтовики, постоянно здесь никто не живёт. При этом персонал «Ямал СПГ» – около тысячи человек, остальные – подрядчики и строители, – уточняет Дмитрий Манаков.
В декабре прошлого года была запущена первая технологическая линия завода, в августе нынешнего – вторая, а 11 декабря запустили третью.
– Когда газ поступает на вход технологической линии, из него извлекается углекислый газ, затем удаляется вся вода до последней молекулы, ртуть и после этого газ направляется в специальное устройство, сердце нашей технологической линии. Это главный теплообменник, сосуд весом больше 400 тонн, в котором газ охлаждается до температуры -150 градусов, – продолжает экскурсию первый заместитель директора проекта. – СПГ хранится в огромных резервуарах, диаметром больше 80 метров и высотой около 50 метров. Окружён четырёхслойной стенкой, внешняя сделана из бетона – такой герметичный саркофаг.
На следующий день работы конгресса губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов назвал Ямал энергетическим сердцем планеты.
И это действительно так. У Сабетты, пожалуй, нет конкурентов. Завод построен прямо на Южно-Тамбейском месторождении, запасы которого составляют 955 миллиардов кубометров газа. Охлаждать газ в Арктике куда проще, чем в Саудовской Аравии. Переработанное голубое топливо сразу поступает в порт. На танкерах по Северному морскому пути СПГ отправляется в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.