Вы здесь

55 часов вместо одного

Авиабизнес и уважение к пассажирам, просто элементарная порядочность. Насколько они совместимы и совместимы ли вообще?

Вопреки всякому здравому смыслу и логике по, мягко говоря, весьма странному решению неведомого представителя авиакомпании «Руслайн» наши земляки (более сорока человек) вынуждены были отправиться в далёкое путешествие.

Хроника блуждающего «Бомбардье»

Они должны были пролететь, планировали так, всего лишь 670 км от Сыктывкара до Нарьян-Мара. В итоге налетали 5300 км без учёта манёвров самолёта при многочисленных заходах на посадку (над Нарьян-Маром, например, «Бомбардье» фланировал более часа, а это ещё сотни километров).
На долю пассажиров выпало немало. Побывали в трёх часовых поясах. Дважды, в обоих направлениях, пересекали условную границу между Европой и Азией.
Она проходит как раз в нескольких километрах западнее того места, где дислоцируется международный аэропорт Кольцово имени Акинфия Демидова (Екатеринбург). Да-да, не удивляйтесь, наших земляков заслали именно туда, в столицу Урала.
Однако для начала – только голые факты. Все комментарии и вопросы будут ближе к финалу статьи.
Итак, утро 8 января. Ещё ничто не предвещает последующих событий. После новогодних каникул, переполненные впечатлениями и с хорошим настроением, в сыктывкарском аэропорту имени Петра Истомина жители Ненецкого округа проходят на посадку, предвкушая радость скорой встречи с любимым Нарьян-Маром.
Ровно в 7.35, точно по расписанию, самолёт «Бомбардье» канадского производства, принадлежащий авиакомпании «Руслайн», отрывается от земли и берёт курс на столицу НАО.
В 8.25 звучит объявление: мол, приступаем к посадке. Вот и шасси самолёт выпустил. А потом…
Потом более часа «Бомбардье» кружил над Нарьян-Маром, то снижаясь, то опять набирая высоту. За это время я (забыл упомянуть, что тоже летел этим рейсом) успел поговорить по телефону с мамой, которая с нетерпением ожидала сына. Сотовая связь работала отлично.
Наконец нас проинформировали, что в связи с неблагоприятными погодными условиями, а именно сильным боковым ветром, самолёт направляется на запасной аэродром, в Архангельск.
Грустно, но ничего не поделаешь. Мы и предположить не могли, что это ещё отнюдь не самое грустное.
Самолёт мягко приземляется на взлётно-посадочную полосу аэропорта Талаги имени Фёдора Абрамова.
Выходим в зал ожидания, где спустя непродолжительное время нас извещают, что сейчас полетим в… Екатеринбург.
Почему? Зачем? Никто ничего толком не объясняет, представителя авиакомпании «Руслайн» нет. Точнее, он вроде бы и есть, но какой-то очень уж непредставительный и, как лично мне показалось, не облечённый полномочиями проводить переговоры с пассажирами.
Во мне возникает внутренний протест. Я не люблю, когда за меня что-либо решают, не спрашивая на то моего согласия.
И потому иду к кассе, покупаю билет на рейс другой авиакомпании, который будет выполнен на самолёте типа «Боинг». Такой уж точно сможет приземлиться в Нарьян-Маре даже при более сильном ветре. У него иной допуск, нежели у руслайновского «Бомбардье».
Обходится это удовольствие в 13 тысяч рублей, которые, догадываюсь, вряд ли в дальнейшем возместят.
Зато со спокойной душой наблюдаю, как мои попутчики проходят регистрацию. Среди них – мой хороший товарищ Александр с семьёй – женой и дочкой. Договариваемся с ним, что будем поддерживать связь по телефону.
Я тем временем раз за разом пытаюсь дозвониться по какому-нибудь из номеров, указанных на официальном сайте «Руслайна». Бесполезное занятие. Звучит классическая музыка, ни ответа ни привета.
Товарищ сообщает мне, что их подвезли к самолёту на автобусе, но из него не выпускают. Они стоят в нём и смотрят, как бригада техников суетится у злосчастного воздушного судна. Десять минут стоят. Полчаса. Почти час.
Наконец их возвращают в аэровокзал. Проходит ещё достаточно много времени, земляков удосуживаются разместить в аэропортовской гостинице, покормить.
Дальнейшее знаю со слов Александра.
После полуночи к ним, сонным, начинают тарабанить в двери гостиничных номеров. Дескать, срочно улетаем.
Люди хватают вещи и бегут к аэровокзалу. Действительно, в этот раз полетели.
В Екатеринбурге их опять же далеко не сразу, а после продолжительной паузы заселили в гостиницу. Покормили.
Подняли спозаранку, в предрассветный час. Два с лишним часа полёта до Нарьян-Мара, кружение над ним, безуспешные заходы на посадку, и уже набившее оскомину объявление об уходе на запасной аэродром в связи с сильным боковым ветром в столице НАО.
Второе за двое суток пришествие в Архангельск. Ожидание. Приглашение на регистрацию. Полёт.
Сильная «болтанка» при посадке. Уффф, сели, наконец-то. Эпопея продолжительностью 55 часов вместо одного благополучно завершена.

Балластная биомасса или всё-таки люди?

И вот настаёт время для комментариев и вопросов.
По одному из телефонов авиакомпании «Руслайн» 8 января мне всё-таки после бессчётных попыток дозвониться удалось. Но это немного что дало. Ответил некто Максим. Добиться от него сведений об отчестве и фамилии не удалось. Он упорно отказывался их назвать, равно как и соединить меня с кем-либо из менеджеров «Руслайна» более высокого, нежели рядовой сотрудник колл-центра авиакомпании, ранга. Максим лишь упорно твердил, что его личный добавочный номер 15-14.
При этом я представился и проинформировал его, что звоню не только как пассажир, но и в качестве редактора официальной газеты субъекта Российской Федерации. Напомнил о Законе о печати, предоставляющем мне право запрашивать и получать от должностных лиц интересующие меня сведения.
Максим был непреклонен, страшной тайны о том, кто именно приказал увезти людей за тридевять земель, а потом вернуть обратно, так и не выдал. Подпольщик, понимаешь ли. Пришлите, говорит, письмо по электронной почте, потом вам ответят.
А раз так, считаю, что имею полное моральное право на выдвижение версий и предположений.
Но прежде – пространная цитата из романа «Золотой телёнок» любимых моих авторов Ильфа и Петрова.
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами… В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода».
Смею заявить, что человек, принимавший решение отправить северян из Архангельска в Екатеринбург, относится к таким вот маленьким людям.
Он запросто, не задумываясь об испытаниях и нагрузках, которые придётся перенести пассажирам, отправил их на Урал. Типа того, «так надо было». Кому надо? Авиакомпании? Её менеджерам, чтобы они и дальше могли жить, не испытывая чувства голода, вкушая свой кусок хлеба с маслом и, не исключено, с икоркой?
Что «Руслайн» при небольшом парке воздушных судов в погоне за деньгами набрал в свой портфель немалое количество рейсов по разным направлениям – это внутренние проблемы самой авиакомпании, а не её пассажиров.
Впрочем, у меня сложилось субъективное впечатление, что мы для неё и не пассажиры вовсе, а так, некая аморфная биомасса, которая интересна менеджерам «Руслайна» лишь до того момента, пока не заплатит денежки за билеты.
А потом с этой биомассой можно поступать как заблагорассудится. Таскать по всей стране в салонах своих «Бомбардье» вместо балласта, часами томить в накопителях аэропортов, лишать нормального сна и т.п.
Ни извинений, ни внятных объяснений, ни компенсаций.
Очень сомневаюсь, что авиакомпания добровольно выступит с инициативой компенсировать пассажирам злосчастного рейса 7R-259 понесённый ими ущерб – моральный и физический. А также то, что люди опоздали на работу, многим пришлось писать объяснительные, брать отпуска за свой счёт.
Ясно, последуют ссылки на форс-мажор, погодные условия. Но что, когда экипаж поднимал самолёт в небо над Сыктывкаром, дабы лететь в Нарьян-Мар, не было прогноза о силе бокового ветра здесь? Не известно было, что в течение часа он не ослабнет?
Но полетели же. В расчёте на авось что ли? Или же для того, чтобы поставить галочку, просто выполнить попытку рейса, получив за него субсидию из федеральной казны. В этом-то, думается мне, и кроется основная причина.
Ошибаюсь? Пусть меня, остальных пассажиров разубедит «Руслайн». Если его руководство посчитает нужным и правильным это сделать. Но для этого нужно умение признавать свои ошибки. Посмотрим, обладают ли подобным качеством в «Руслайне».