Вы здесь

Новые звёзды снегоходных гонок

Напряжённая борьба за место в тройке лидеров / Фото Александры Берг

В списке победителей военно-патриотических соревнований по кроссу на снегоходах – новые имена.

Гонки должны были состояться в прошлую субботу, но в связи с трагическими событиями в подмосковном «Крокус Сити Холле» праздник «Буран-День» отменили.

По предложению инициативной группы, в которую вошли постоянные участники соревнований на снегоходах, состязания провели как военно-патриотическое мероприятие без культурной и развлекательной программы.

Призовой фонд состязаний передадут семьям погибших и пострадавшим в трагедии в «Крокус Сити Холле», а также в фонд поддержки наших земляков, которые выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции (СВО).

 

Впервые на трассе

 

Перед стартом с гонщиками пообщался губернатор НАО Юрий Бездудный, пожелав спортсменам удачи. Соревнования традиционно начались с женского заезда. Уже на старте вперёд вырвалась Вероника Ружникова. В гонках участвовала впервые, но сумела обойти конкуренток со стажем:

– Я родом из Каменки, но даже там в гонках ещё не участвовала. И тут – первый раз и сразу первое место. Решилась, потому что заразилась жаждой адреналина от отца. Он тренировал меня вместе с братьями, поэтому знала, что важно оторваться от конкурентов ещё на старте, иначе потом могут поджать. На последних кругах было тяжело – руки забились.

Технику Вероника делит вместе с отцом, Романом Николаевичем Ружниковым. Этот «Буран» не раз помогал ему прийти первым, не подвёл и дочь.

Не все вышли на второй круг: неоднократная победительница гонок Елена Маркова сошла с трассы, неудачно зайдя в поворот. На четвёртом круге выбыла и Дарья Христолюбова, которая уверенно шла третьей. Этот эпизод стал переломным моментом для Виктории Калий:

– Зачастую приезжала четвёртой, в этом году поставила цель – попасть на пьедестал. Когда в первый раз ворвалась в тройку – перевернулась на «Буране», но снова нагнала до четвёртой позиции. По итогу приехала третьей. Эта гонка очень понравилась: напряжённая, адреналин шкалит.

В спину новенькой шесть кругов дышала Любовь Попова, которая и заняла второе место.

– Трасса жёсткая, на поворотах скользкая, поэтому там не надо газовать, чтобы не заносило. Разрыв с победительницей получился большой. Девушка моложе меня почти в два раза, кровь в жилах кипит, нет ещё такого инстинкта самосохранения. Серебру несказанно рада, потому что до призовых мест долго не доезжала. Два раза была шестой, а в 2023-м – четвёртой, – лицо девушки озарилось счастливой улыбкой. – До этого всегда ездила на технике мужа и свёкра, в этом году муж подготовил мне собственный «Буран».

В состязаниях участвовали девять гонщиц, в их число также вошли Наталья Рочева, Светлана Канева, Александра Левчакова и Светлана Пырерко.

 

Уверенность – залог победы

 

В первом заезде класса «Буран» старшей возрастной группы вперёд на старте вырвался Алексей Попов. Но ещё четыре соперника не отставали, явно не желая отдать победу без боя. Уже на втором круге Алексея обогнал Михаил Кренц из Тельвиски. В итоге макаровский гонщик пришёл в заезде вторым, а тройку лидеров замкнул Роман Ружников из Каменки. В финальном (втором) заезде первенство оставалось у Михаила Александровича, а между Романом и Алексеем произошла рокировка: на этот раз вторым пришёл гонщик из Каменки.

– В гонке главное – не проморгать старт и выскочить первым. Вначале стартовал третий, во втором заезде получилось вырваться вперёд. Соперников знаю хорошо, тем более что тренируемся вместе. Но тренировка и гонка разные вещи. На соревнованиях стараешься выжать из себя всё до последней капли, – отметил с улыбкой победитель.

Михаил Кренц постоянный участник гонок на снегоходах с 2012 года. До этого момента на городских соревнованиях ни разу не занимал первое место. Хотя в Каменке побеждал.

– В прошлом году перешёл в старшую возрастную категорию, а до этого соревновался с более молодыми и горячими гонщиками. Планомерно со второго места в 2023 году перешёл на первое. В сорок лет жизнь только начинается, – смеётся гонщик. – Есть у меня одна примета: всегда желаю удачи в гонке и себе, и технике. Результат ведь зависит не только от наездника, но и от стального коня. Гоночный «Буран» теперь стараюсь беречь, поэтому собрал второй исключительно для тренировок.

В итоге серебро досталось Роману Ружникову, а бронзу в классе «Буран» в старшей возрастной группе завоевал Алексей Попов.

 

Три товарища

 

Первым к финишу в ветеранском заезде пришёл Василий Рочев из деревни Каменки, вторым – Василий Попов из Макарово, третьим – Олег Христолюбов из Лабожского.

Василий Рочев стал четырёхкратным победителем соревнований. Участвует в гонках с 1997 года. Ветеран улыбается: всё это время он соперничает со своим товарищем по буранному спорту – Василием Поповым. Поэтому первым делом после финиша пожал ему руку и обнял:

– Есть ещё порох в пороховницах? Лет до семидесяти проездим?

В ответ Василий Васильевич усмехнулся и кивнул. Соперники весь заезд шли ноздря в ноздрю, но удача на этот раз улыбнулась Василию Елисеевичу.

– Трасса очень хорошая. Участвую с первых гонок, как и мой постоянный соперник Василий Попов. Мы с Василием всю жизнь соперничаем, – поделился Василий Рочев.

– В прошлом году единственный раз не участвовал – руку повредил. К соревнованиям вообще не готовился, только пять кругов у дома проехался и всё, – лукаво улыбнулся Василий Попов, легенда городских гонок. – Обойти не получилось, так как очень скользко.

Спустя пять лет после перерыва на трассу в этом году вышел Олег Христолюбов.

– Василий Елисеевич предложил: мол, пенсионеров надо поддержать. Старший брат тоже уговаривал, взбаламутил меня, а сам в последний момент отказался. Валера тоже не смог, только из Санкт-Петербурга приехал, на операции был, восстанавливается, – рассказал представитель династии гонщиков Олег Христолюбов. – Пару раз опрокинулся на «Буране» – занесло на повороте. Думаю, с меня хватит гонок уже.

 

Шаг за шагом к мечте

 

Итак, класс «Буран», возрастная категория 18–39. Интрига сохранялась вплоть до третьего финального заезда. В первом победил гонщик из Каменки Вадим Батманов, во втором лидерство перешло к Антону Калию из Тельвиски. В третьем заезде первым финишировал Кирилл Чупров, который два первых трека приходил четвёртым и вторым.

После подсчёта очков третье место досталось Дмитрию Ванюте, сын главы Приморско-Куйского сельсовета Кирилл Чупров стал вторым. Это десятый призовой кубок для семьи спортсмена, четыре из которых принадлежат его дедушке, Михаилу Чупрову.

Заветное первое место на этот раз получил гонщик с 15-летним стажем Антон Калий:

– На этот раз не стал рисковать и сразу вырываться вперёд – уже обжигался на этой тактике. Действовал исходя из результатов первого заезда. Это моя первая победа на городских гонках, до этого золото завоёвывал только в Каменке.

В 2022 году в гонках на кубок Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации Артура Чилингарова Антон Владимирович стал бронзовым призёром. В 2023-м приблизился ещё на шаг к заветной мечте, завоевав второе место.

– Стабильно идём вперёд. На победу настроился изначально, особенно в те выходные, когда состязания отменили. За неделю пыл подугас, но к самим гонкам постарался себя растрясти. Думаю, уверенность – залог любой победы. Спустя столько лет даже к суевериям стал относиться скептически, начал больше верить в себя, – признался главный чемпион военно-патриотических соревнований.

Подготовка к гонкам началась раньше, чем обычно. Уже в декабре Антон Владимирович вместе с другом сначала бороздил снежные просторы в районе Старого аэропорта. Позже спортсмены перебрались на тренировки в Тельвиску, а ближе к самим гонкам – в город.

– «Буран» ежегодно обновляется, думаю, от того родного коня, с которым впервые участвовал в гонках, уже ничего не осталось. В этом году даже перебрал двигатель, ещё на пару лет хватит. Затратное, конечно, это дело, – подытожил Антон Калий.

 

Гости из Тюмени

 

Все три заезда в классе «Свободный» лидировал гонщик из Тюмени Евгений Мартюченко. Уже во втором стало ясно, что победу он так просто не отдаст. Ему в спину дышал красновский гонщик Валерий Ижемцев, с каждым кругом разрыв между ними то рос, то сокращался. Пока Евгений Сергеевич не разогнался до такой степени, что разрыв между соперниками составил аж целый круг.

– На чемпионатах России, конечно, трассы намного сложнее, нарьян-марская попроще. План у меня был только один – победить. Для меня стал неожиданностью высокий уровень местных гонщиков, учитывая, что они почти не выезжают на всероссийские соревнования, – отметил тюменский спортсмен. – Мотогонкам я отдал 20 лет жизни. За это время стал трёхкратным чемпионом России, а на европейском этапе занял третье место. Общее количество призовых мест и не упомнить.

Два последних года Мартюченко редко садился на снегоход и другую мототехнику. Причина проста: перешёл из спортсменов в тренеры, чтобы воспитать новую плеяду чемпионов.

– Ваши гонщики позвали на соревнования, поэтому просто взял технику и приехал сюда. Планировал это сделать ещё в 2013 году, даже заявку отправлял, но до Нарьян-Мара с техникой непросто добраться, учитывая, что в это время идут чемпионаты России, – признался победитель.

Нешуточная борьба развернулась за третье место между Владимиром Пуляевым и ещё одним тюменским спортсменом Дмитрием Сорокопутом. Родом гонщик из Нового Уренгоя, поэтому с Севером знаком не понаслышке. На финальном заезде Дмитрия подвела техника, и он выбыл из гонки, уступив место в тройке лидеров нарьян-марскому спортсмену.

– После травмы не садился на снегоход аж два года, поэтому соревнования дались непросто. Вымотали не сколько сами гонки, а долгая подготовка и дорога в НАО. Погода постоянно менялась и совсем не жалела, – рассказал Дмитрий. – В третьем заезде не смог финишировать – задняя подвеска вышла из строя, застопорив гусеницу.

Второе место досталось Валерию Ижемцеву, а третье – Владимиру Пуляеву.

— На российских соревнованиях неоднократно встречался с гонщиками из Тюмени, постоянно общались. У них очень высокий уровень подготовки. Мы перенимаем их опыт. Может быть, увидев такой профессионализм, к нам подтянутся новые спортсмены. 5 апреля улетаю в Новый Уренгой на чемпионат России, – поделился планами Владимир.

 

Победители и призёры

Класс «Буран» (18-39 лет, мужчины) – 1. Антон Калий (Тельвиска), 2. Кирилл Чупров (Красное), 3. Дмитрий Ванюта (Нарьян-Мар)

Класс «Буран» (40-55 лет, мужчины) – 1. Михаил Кренц (Тельвиска), 2. Алексей Попов (Макарово), 3. Роман Ружников (Каменка)

Женский заезд – 1. Вероника Ружникова (Каменка), 2. Любовь Попова (Нарьян-Мар), 3. Виктория Калий (Тельвиска)

Класс «Свободный» (мужчины) – 1. Евгений Мартюченко (Тюмень), 2. Валерий Ижемцев (Красное), 3. Владимир Пуляев (Нарьян-Мар)

Ветераны – 1. Василий Рочев (Каменка), 2. Василий Попов (Макарово), 3. Олег Христолюбов (Лабожское).

 

Спонсоры и партнёры

ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» и партнёры Харьягинского СРП, «Совместная Компания «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «ЗН Север», общества группы компаний «Независимая нефтегазовая компания» – «ННК-Северная нефть», «Неф­тегазовая компания «Развитие Регионов», «Нефтегазовая компания «Горный», «Управляющая компания «РУСХИМ», ООО «ЕНИСЕЙ», ООО «СЕВЕРНЫЙ ФОРТ», Компания Milwaukee, Компания DDMoto. Генеральным партнёром гонок на снегоходах выступила компания «ЛУКОЙЛ».

 

Справка «НВ»

Соревнования проводятся при поддержке Регионального штаба Всероссийской акции #Мывместе и Всероссийской политической партии «Единая Россия».