Вы здесь

Просто Мария

Старость не в моде. Зато люди, не жалеющие душевных и жизненных сил, чтобы помочь больным и слабым, в почете будут всегда. Накануне Дня социального работника мы расскажем о женщине с библейским именем Мария.

Ее подопечные обращаются к ней по-разному: Маша, Марьюшка, Марийка, ведь для них она совсем девчонка. А по имени-отчеству, то есть Мария Ивановна, ее называют в официальной обстановке. Когда уважаемого работника Комплексного центра социального обслуживания населения НАО награждают очередной грамотой к профессиональному празднику.
– При первом знакомстве с новым подопечным иногда шучу и представляюсь «просто Мария», – улыбается сотрудник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. – Как правило, почти все они помнят этот известный сериал.
На самом деле нашу героиню назвали в честь ее бабушки. Благодаря ей и нашла Мария Рочева свое призвание – помогать пожилым людям.
– К тяжелому физическому труду я сызмальства привычная, в селе росла, – вспоминает Мария Ивановна. – В нашей семье было десять человек, я – седьмая. Родители в тундре ходили, мы – под бабушкиным присмотром жили в Харуте. Бабушка меня научила, что надо много терпеть и много работать. А в детстве я мечтала стать медиком. Бабушка кукол даст, я их лечу, руки-ноги бинтую. Но когда сели с сестрой на поезд в Кинешму, поехали учиться на медсестер, я разревелась: к бабушке хочу! Так ее любила, что вернулась обратно. Можно сказать, что теперь в каждой подопечной, за которой ухаживаю, вижу свою бабушку Марию.

Старые да малые
9 августа 2007 года начался новый этап жизни Марии Рочевой – как социального работника. До того тринадцать лет она проработала младшим воспитателем в детском саду.
– Сначала маленьким детишкам любовь и заботу отдавала, теперь своим подопечным. Считаю, что моя нынешняя работа на ступенечку выше прежней, – говорит Мария Ивановна. – С детьми работать легче, молодая энергия заряжает. А с людьми старшего возраста надо, не жалея, делиться своими душевными силами, жизненной энергией. Они как малые дети, ждут нас после выходных, скучают. Да и кто одиноким старичкам кроме нас поможет?
На сегодняшний день под патронажем Марии Ивановны девять подопечных. Кто-то живет в городе, другие в поселке Искателей или микрорайоне бывшего лесозавода. Обычно социальный работник добирается до подопечных на своих двоих или на автобусе. Проездной оплачивается за казенный счет, то есть Комплексным центром социального обслуживания населения НАО. Но на сей раз в гости к очередному подопечному нашу героиню мы доставляем с комфортом – на редакционной машине.
– Мальчиков и девочек у меня почти поровну, – рассказывает социальный работник, пока мы едем в поселок Искателей. – А вообще одиноких мужчин среди наших подопечных больше. И, по моему мнению, работать с ними чуть легче. Спокойнее, что ли… Женщины высокого возраста капризнее, а у мужчин претензий к себе и к жизни меньше. Бабулечки все просят: ой, миленькая, дай, помоги, сделай, принеси… Чуть не до луны достань, – по-доброму смеется тетя Маша, так называют ее знакомые. – Капризничают порой как детишки малые. Возможно потому, что внимания им от окружающих не хватает.
В обязанности соцработника входит помощь по хозяйству: полы помыть, в аптеку сходить, продукты купить. А также помыть пожилого человека, если ему самому трудно.
Свою первую подопечную Мария Рочева помнит до сих пор. Жила одинокая бабушка в частном доме на улице Морской. Приходилось для нее воду из колодца носить, снег убирать возле дома. Но этот труд был привычен сельской девчонке.
– Тамаре Ивановне было за восемьдесят, – вспоминает женщина с библейским именем Мария. – Работала с ней два года. Хорошая была женщина. А сколько всего подопечных было за двенадцать лет работы, сосчитать пока не берусь. Знаю точно, что только в мир иной за это время ушли около пятидесяти человек. Примериваю ли я их судьбу на собственную жизнь? Бывает. Страшно ли мне? Считаю, что надо бояться живых, а не мертвых. Бывали случаи, что своих умерших подопечных по просьбе родственников или знакомых помогала обмывать и одевать. Всякое бывало, жизнь такая…

Такие большие девочки
С течением времени жизнь одиноких стариков становится словно вязкий мутный кисель, где каждый день похож на другой. Поэтому, кроме своих служебных обязанностей, Мария Ивановна берет на себя высшую миссию. Если выразиться иносказательно, то протирает пыльное оконце и меняет перегоревшую лампочку.
– Есть люди, впавшие в депрессию, – говорит Маша. – Им уже ничего не надо. Мол, ты свою работу делай – и до свидания. А я прошу их улыбаться, поощряю за положительные эмоции. Говорю, что с улыбкой они становятся лучше, красивее, моложе. Бабушек одиноких прошу надеть платья и украшения, которые лежат забытым грузом. В другой раз приходишь, а они уже нарядные сидят и совсем другие становятся.
Скажем по секрету, что для женщины любого возраста примерять платьишки – приятная забава. А для дам высокого возраста вместе с былыми нарядами приходят воспоминания, оживает прошлое. Те времена, когда они были другими, и жизнь вокруг бурлила. Еще одна деталь – бабушки очень любят поговорить. Намолчатся в одиночестве, а потом никак от них не уйти, разговорами держат.
– Дали мне подопечную бабушку, – улыбается социальный работник. – Сначала такая молчаливая была и стеснительная, а теперь все время мне что-то рассказывает. Я столько про своих подопечных уже знаю, что хватит на собрание сочинений.
Среди забавных случаев вспоминает «просто Мария» одну историю. У ее подопечного Андрея Владимировича Лиса, за которым ухаживает уже десять лет, был кот. Как-то хозяин попросил отвезти заболевшего питомца к ветеринару.
– Когда я приехала к Андрею Владимировичу, чтобы забрать животное, вместе со мной в квартиру каким-то образом забежал похожий кот. И в суматохе я схватила и увезла к ветеринару чужое животное. Немудрено было перепутать, ведь коты оказались очень похожи. Во время обследования ветеринар сказал, что питомец вполне здоров. Коту сделали прививку, измерили температуру, и я привезла его обратно. Нечаянный подлог заметил хозяин. Говорит мне, что кот после ветеринарного осмотра почему-то все время голодный, ест без передышки, да и повадки у него другие. Пришлось долго просить прощения! – смеется социальный работник. – Старый больной кот не вернулся, и нового питомца оставили. Говорят, когда коты из дома уходят, то уводят за собой болезни и несчастья.

Надо держаться
За разговорами до поселка геологоразведчиков добрались в два счета. Заходим в деревянный дом на Ардалина. Окна маленькой кухоньки смотрят прямо на Печору. Хозяин квартиры – Николай Алексеевич Норкин. В 1978 году он приехал на край земли из Ростовской области.
– Тогда здесь еще была пограничная зона, и для приезда в Нарьян-Мар нужен был специальный пропуск, – подробно рассказывает мужчина. – До этого работал в Каменске-Шахтинском в бурении. После командировки в Тюмень решил податься на Север за большими заработками. Чего пропадать на юге, когда за ту же работу можно в три раза больше получать?
Вся жизнь подопечного Марии Ивановны прошла на буровых. Сначала работал помбуром, затем бурильщиком. Был диспетчером на вертолетке, отправлял грузы и пассажиров по буровым. После пенсии еще четыре года отработал. Говорит, что ушел на заслуженный отдых, чтобы дать дорогу молодым.
За два дня до нашего визита Николаю Алексеевичу исполнилось 68 лет. Праздновал в одиночестве. Правда, пришел поздравить знакомый, с которым на рыбалку ездят. Принес торт, испеченный его женой.
Супруга Николая Норкина умерла давно, а братья живут в Пермском крае, сестра – в Ставрополе. Говорит, что летом съездит к ней в гости, вместе навестят мамину могилку.
Пока неспешно течет наша беседа, Мария Ивановна прибирается на кухне, моет посуду, зорким глазом оглядывая холостяцкий быт.
О заслуженном отдыхе наша героиня пока не думает. Говорит, мол, как карты лягут.
– Жизнь такая непредсказуемая, надо держаться изо всех сил, чтобы за борт не выкинуло, – размышляет она. – Надо работать, пока есть возможность и силы.