В центре декоративно-прикладного творчества ЭКЦ НАО прошло финальное мероприятие проекта «Хасава ни» («Мужской пояс»).
Участники проекта, стартовавшего в 2023 году, – мужчины в возрасте от 14 лет и старше, преимущественно те, чей род занимался оленеводством, или те, кто в настоящее время популяризирует традиционную ненецкую культуру.
Сертификаты об участии, аплодисменты зрителей, а главное – уникальные красивые личные пояса в этом году появились у девяти мужчин. Изначально их было больше, однако не все смогли дойти до финала по объективным причинам, говорит директор ЭКЦ НАО Елена Вергунова:
– Это уже вторая группа участников, мы гордимся каждым из них, – поделилась Елена Ивановна. – Особенно теми, кто нашёл время, силы и прошёл этот непростой путь до конца. Среди заявившихся не было бездельников, все очень занятые люди, поэтому завершить проект несмотря ни на что – это определённый вызов, и сегодняшние наши выпускники с ним справились. Мы сегодня с радостью поздравляем уже не учеников, а настоящих мастеров, и желаем, чтобы полученные умения пригодились в жизни!
Как рассказал один из мастеров проекта «Хасава ни», артист народного ненецкого ансамбля песни и танца «Хаяр» Тимофей Тюрин, у танцоров есть весь необходимый реквизит для выступлений, но хотелось создать личный пояс своими руками, как много лет назад делали его деды и прадеды.
И правда, каждый пояс получился со своим характером. Так, известный спортсмен Виталий Ванюта всю свою жизнь связывает со спортом, а потому рубежи (металлические пряжки по всей длине изделия) об это и рассказывают:
– Северное многоборье сыграло важную роль в моей судьбе, в связи с этим на поясе я символически изобразил и прыжки через нарты, и бег с палкой, и метание топора, а на пряжках поместил изображение волка.
Другой юноша, Сергей Тайбарей, хотя и часто появляется на сцене, свой пояс сделал, напротив, не нарядным, а повседневным.
– Я уважаю культуру своего народа и считаю, что у каждого мужчины-ненца должен быть свой личный пояс, причём это не деталь сценического костюма для выступлений или фотосессий, а именно будничный. Я сделал его простым, рабочим, но даже над таким, казалось бы, несложным вариантом, признаюсь, пришлось немало потрудиться!
Молодой человек произносит эти слова с гордостью, и это чувство разделяют другие участники. Музыкант и композитор Игорь Сабатович говорит:
– Эти четыре месяца для меня стали очень важным периодом в жизни, я узнал много нового и многому научился. Хочу выразить огромную благодарность нашему руководителю, наставнику Александру Ледкову. Я раньше никогда не работал ни с металлом, ни с кожей, а он сумел передать мне свой опыт и поделиться навыками. Если начать заново, то, возможно, свой пояс я сделал бы иначе, но всё равно буду очень горд выступать в нём на сцене и представлять наш округ.
Идея представлять свою малую родину, в том числе и с помощью этого незаменимого аксессуара, максимально воплотилась в работе Валерия Двойникова. Он создал художественный эскиз номера региона – 83 и выпилил его на пряжке своего изделия. Остальные латунные детали представляют собой его инициалы, а вместо традиционного для охотников клыка добытого хищника молодой человек выпилил герб НАО.
– Последний мужской пояс, хранившийся в моей семье, сгорел в пожаре. Поэтому у моего хасава ни важная миссия – с него начнётся новая история семейных реликвий, которые будут передаваться по наследству.
Самой трогательной была работа школьника Константина Ледкова. Оказалось, юноша завершил когда-то начатую работу своего отца и посвятил его памяти.
Руководитель проекта Александр Ледков отметил, что группы прошлого и этого набора сильно отличались по составу:
– В том году на проект приходили оленеводы и мастера, а в этом заявилось много артистов. Но общим оказался подход ребят: когда проект только начался, им казалось, что впереди очень много времени и можно не торопиться. Зато в последние дни перед открытием этой выставки мы работали в усиленном режиме. Но зато всё успели!
Мудрый и опытный мастер поделился историей возникновения хасава ни у ненцев, рассказал, что традиционно мужчины носят на своём поясе.
– Исторически сложилось, что мужчины всегда использовали оружие и инструменты и их надо было где-то разместить. Доисторический человек наматывал на себя травяную верёвку, к которой крепил всё, что было нужно. Потом технологии развивались, люди стали носить меч – и пояс уже окончательно стал частью амуниции военного человека.
Идею удобного ремня, на котором носят и инструменты, и нож, и кресало для разведения огня, и многое другое, ненцы подсмотрели у воинов-кольчужников из числа ушкуйников. В старые времена между племенами кочевников и купцами велась активная торговля, поэтому жители тундры взяли на заметку технологию изготовления. До того пояса у них уже были, однако использовался пояс степного типа, который просто затягивался без застёжек.
– Рубежи имели защитный функционал, а ножны для ножа прикрепляли слева, потому что у ушкуйников именно там был меч. Но его они носили ручкой вперёд – как боевое оружие. А ненцы носят ручкой назад, потому что это орудие мастеровое.
Александр Алексеевич поделился множеством интересных фактов, после чего все участники получили сертификаты и могли пообщаться с пришедшими на выставку гостями.
Познакомиться с результатами труда участников этого интересного проекта можно будет до 11 февраля. Выставка бесплатная, для групповых экскурсий необходима предварительная запись. Дополнительная информация по телефону 4-16-26.