Вы здесь

В июле 43-го…

МБР-2 над тундрой

С началом войны в городе стали готовиться к условиям военного времени. 21 июля 1941 года Нарьян-Марским горисполкомом и штабом местной противовоздушной обороны (МПВО) был издан приказ об обеспечении общественного порядка и оборонных мероприятий в городе Нарьян-Маре. 

 

На территории города было несколько военных объектов, предприятий и учреждений, имеющих стратегическое значение, это в первую очередь аэродромы. В Нарьян-Маре полным ходом шло строительство нового сухопутного аэродрома. А в районе Кармановки располагалась временная взлетно-посадочная полоса, куда садились самолеты Военно-Воздушных сил Беломорской военной флотилии Северного флота (ВВС БВФ СФ) – По-2, Р-6, Ли-2, Пе-3бис, ТБ-3, ДБ-3, СБ-2 и другие. 

Ближе к Городецкой курье, где позже располагалась база Нарьян-Марского строительно-монтажного управления, участка механизации и цементного завода, в 40-е годы находилась воинская часть по обслуживанию гидросамолетов Ш-2, МБР-2, ПБН-1 «Каталина», а также самолетов По-2 и Г-1 на поплавках. С воздуха гидроаэродром прикрывала стационарная зенитная установка, изготовленная на базе счетверенной зенитной пулеметной установки М-4 «Максим». 

Еще один стратегический объект – Нарьян-Марский морской торговый порт. Для его защиты с воздуха, в районе Качгортинской протоки, где ранее находился угольный причал, была установлена небольшая зенитная установка. Кроме того, на Ёкушанском острове во время войны располагалась войсковая часть красно-флотцев, а на военных судах, которые они обслуживали, имелись свои зенитные установки типа пулеметов ДА и ДШК. 

Печорский лесозавод во время войны занимался производством судов типа «Кавасаки». А в поселке Угольный, который располагался между Захребёткой и поселком Искателей, находилась перевалочная база треста «Воркутастрой» и «Строительства–300» Югорлага НКВД, осуществлявших доставку воркутинского угля в Архангельск и обеспечение строительства железной дороги «Воркута–Хабарово», стройматериалами и рабочими – заключенными северных лагерей системы ГУЛАГ. 

Приготовления оказались ненапрасными: день 18 июля 1943 года был ясным, солнечным. И тут горожане услышали гул приближающегося самолета, непривычный грохот и хлопки нескольких зенитных орудий. По радио объявили: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!» 

Завыли воздушные сирены и протяжно загудели пароходные и заводские паровые гудки. По небу со стороны зональной станции над средней школой в сторону лесозавода и дальше на северо-восток летел самолет с ярко выраженными крестами на крыльях, это был немецкий самолет-разведчик «Юнкерс Ю-88». 

Первым открыл смертоносный огонь из пулеметного орудия по вражескому самолету сержант Александр Семёнович Родин. Авиагруппа 22-го Морского авиационного полка ВВС Беломорской военной флотилии СФ как раз находилась в это время на гидроаэродроме в Нарьян-Маре. За этот отважный поступок, а также за образцовое и успешное выполнение 67 боевых заданий командования на фронте, в борьбе с немецкими захватчиками, доблесть и мужество А. С. Родин, являющийся стрелком-радистом в экипаже самолета МБР-2 лейтенанта В. С. Хотулева, был награжден медалью «За отвагу». 

Следом послышались выстрелы зенитных установок с двух военных тральщиков, стоявших у причала морского порта, а за ними эстафету принял расчет зенитчиков, стоявших рядом с угольным причалом морского порта. 

Вокруг самолета то тут, то там от залпов зениток появлялись белые облачка, которые через мгновение растворялись в небесной синеве. Самолет со свастикой на крыльях летел слишком высоко, поэтому снаряды зенитных установок его не доставали. Очевидцы тех событий рассказывали, что с этого самолета все-таки была пущена одна пулеметная очередь, которая прошила стежками отверстий крышу здания управления морского порта. Но из служащих порта никто не пострадал. 

Когда «Юнкерс» был уже в районе лесозавода, с Городецкой курьи с гидроаэродрома поднялся самолет МБР-2 командира экипажа, лейтенанта Хотулева Владимира Семёновича. Он преследовал непрошенного гостя, скрывшись вместе с ним за горизонтом, и только ровный гул напоминал нарьянмарцам о случившемся инциденте. 

Позже стало известно, что это был фашистский самолет-разведчик, который проводил аэрофотосъемку побережья вдоль прохождения Северного морского пути, по которому шли караваны с бесценными грузами, способствующими приближению Победы над врагом. Это был не единственный вражеский самолет, пролетавший над городом. По имеющимся фотоснимкам Нарьян-Мара и его окрестностей, аэрофотосъемка производилась 22 июня, 15 июля и 18 июля 1943 года. На них запечатлены объекты населенных пунк-тов – Шойны, Нарьян-Мара, Варандея, Хабарово, Амдермы. 

 

Немного из биографии морских летчиков

Родин Александр Семёнович, 1920 г.р., сержант, стрелок-радист 2-й авиаэскадрильи 22-го Морского авиационного полка Беломорской авиагруппы ВВС СФ. С 1941 года произвел 17 боевых вылетов на самолете ДБ-3 в качестве стрелка-радиста. В августе 1941-го, при возвращении с боевого задания, его самолет был сбит противником и упал. Из экипажа только Родин остался жив, получив тяжелое ранение грудной клетки при ударе о землю, но после излечения продолжил службу в морской авиации. Летал на самолете ПБН-1 (МБР-2) в составе экипажа лейтенанта Хотулева В. С., бесперебойно обеспечивая связью самолета с землей и боевое управление в воздухе. За 1943 год он совершил 50 боевых вылетов с оперативных аэродромов о. Моржовец, Нарьян-Мара, Губы Белушьей по поиску и уничтожению мин и подводных лодок противника, за что и был награжден медалью «За отвагу». Позже, за участие в боевых вылетах во 2-й АЭ 54 АП ВВС БВФ СФ, на самолете ПБН-1 экипажа лейтенанта Хотулева В. С., по охране проводки транспортных конвоев и спасению экипажа и пассажиров транспорта «Марина Раскова», был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Советского Заполярья».

 

Хотулев Владимир Семёнович родился в г. Ленинграде 8 июня 1920 года. После окончания Ленинградского аэроклуба с 1939 по 1940 год, поступил в Военное-авиационное училище летчиков им. И. В. Сталина, которое окончил досрочно в июне 1941 года, но его как классного специалиста оставили в качестве инструктора по обучению молодежи летному делу. 

Только в октябре 1942 года его направляют на Крайний Север в ВВС БВФ Северного флота. Здесь он получил боевое крещение. Его подразделение базировалось на гидроаэродроме в городе Нарьян-Маре. Здесь он познакомился со своей будущей женой Ушаковой Валентиной Андреевной, работавшей на Нарьян-Марской метеостанции, в 1944 году у них родился сын Александр, а позже дочь Людмила.

Он участвовал в вылетах на воздушную разведку, на прикрытие и охрану от немецких подводных лодок конвоев, которые следовали Северным морским путем в Архангельск и Мурманск, с грузами по ленд-лизу. Участвовал в спасении экипажа и пассажиров морского транспорта «Марина Раскова».

Первое офицерское звание лейтенанта В. Хотулев получил в мае 1943 года. Его боевой путь отмечен многими наградами, в том числе орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями. После войны полковник Хотулев В. С. прошел путь от командира корабля до командира 263-го отдельного транспортного авиационного полка ВВС БФ. Умер В. С. Хотулев в 2014 году.