Вы здесь

Художник вечных льдов

В рамках подписанного договора о сотрудничестве между Ненецким автономным округом и Архангельской областью Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» и Ненецкий краеведческий музей организовали обмен выставками. Началом сотрудничества стала этнографическая выставка из фондов Ненецкого краеведческого музея «В белой панице земля», которая была представлена в 2012 году в Архангельске.

Ответным шагом стал выставочный проект «Александр Борисов – художник вечных льдов», представивший в Нарьян-Маре художественную коллекцию Музея художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова». Выставка была открыта в конце апреля и продолжила свою работу до середины июня.

Поэт Севера
Александр Алексеевич Борисов – живописец с мировым именем, ученик известнейших пейзажистов Ивана Ивановича Шишкина и Архипа Ивановича Куинджи. Он был первым полярным художником, живописцем Арктики, запечатлевшим красоты белого безмолвия Крайнего Севера и описавший быт ненцев-самоедов кистью.
Он родился 2 ноября 1866 года в селе Глубокий Ручей, недалеко от Красноборска (Вологодская губерния) в семье крестьянина. В пятнадцатилетнем возрасте попал на Соловки, где постигал непростое ремесло богомаза учеником в иконописной мастерской.
На его работы обратили внимание президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович и известный собиратель живописи генерал Андрей Андреевич Боголюбов, ставший первым покровителем молодого художника. Он помог Борисову уехать в 1887 году в Петербург для поступления в Академию художеств.
Еще студентом Борисов объездил побережье Белого моря, Соловки, многие места Мурмана. С мечтой «похитить молчаливую тайну Севера и показать всему свету необычайные красоты загадочного полярного мира» в 1894 году молодой художник предпринимает первое длительное арктическое путешествие. В качестве рисовальщика и фотографа его взяли в состав экспедиции, организованной министром финансов С. Ю. Витте.
Огромное впечатление, произведенное на Борисова этой поездкой, побудило в нем страстное желание побывать на Новой Земле, в краю, где царствуют вечные льды и еще никогда не ступала нога художника. Настойчивость и недюжинные организаторские способности позволили художнику осуществить задуманное уже через два года.
В 1896 году он исколесит побережье Кольского полуострова и впервые увидит своими глазами Новую Землю. Вспоминая грандиозные ледники этого огромного полуострова в своей книге «У самоедов», Борисов напишет: «И до сих пор я чувствую необъяснимое тяготение к этим гигантам. Они манят к себе, словно околдовали меня». С тех пор русское Заполярье становится главной темой творчества Борисова.
Ещё через два года А.А. Борисов отправляется в путешествие по Большеземельской тундре. От Архангельска через Мезень, Усть-Цильму, Пустозерск и дальше до Югорского Шара, на остров Вайгач – священную землю ненцев, где напишет множество этюдов.
Картины, привезенные из экспедиции, экспонировались на академической выставке 1896 года. В том же году тонкий ценитель искусства П.М. Третьяков приобретает 60 этюдов и картин Александра Борисова.
А Борисов уже мечтает в своих путешествиях продвигаться все дальше и дальше на Север. Он мечтает побывать на самой северной точке Новой Земли – Мысе Желания. Художник строит мореходную яхту «Мечта», дом на Новой Земле, который станет самой северной в мире художественной мастерской. Набрав команду, отправляется в плавание, но, к сожалению, терпит неудачу. «Мечту» навсегда скуют в своих объятиях арктические льды, а ее отважная команда едва не погибнет.
Мировое признание приходит к нему в начале ХХ века. Его персональные выставки в Европе в течение четырех лет (1905–1908) прошли с огромным успехом и преумножили славу российского живописца. Французское правительство наградило художника-исследователя Арктики орденом Почетного легиона, а восхищенная Европа назвала его Русским Нансеном.
Но шумная слава была недолгой. После революции художник возвращается на родину в Красноборск. Здесь он и живет вплоть до своей смерти (17 августа 1934 г). На мольберте в его мастерской останется незавершенной авторская копия картины «В стране вечных льдов». Судьба борисовских полотен оказалась драматичной. Многие из его картин погибли во время войны, а приобретенные Третьяковым этюды после произошедшей в 30-е годы реорганизации галереи разлетелись по разным городам. Но для своих коллег-художников и многочисленных почитателей Александр Алексеевич был и навсегда остался «поэтом Севера, баяном льдов и полуночного солнца».

Полотна, прославившие северный край
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» обладает уникальной коллекцией работ Александра Борисова, насчитывающей свыше 400 произведений. Эти произведения были переданы, по завещанию художника, архангельскому музею его женой и послужили основой для создания экспозиции открытого в 2002 году Музея художественного освоения Арктики имени Александра Алексеевича Борисова.
На выставке в окружной столице было представлено чуть более двадцати полотен художника, датированных концом XIX – началом XX века. Среди них «Соление рыбы омуля самоедами», «На промысле за оленем», «Погибшее промысловое норвежское судно на острове Вайгач», «Самоедское становье в селении Никольском (Югорский Шар), «Ночь во льдах. Туман», «Во время морского отлива. Ночь на Мурмане», «Айсберг в Карском море», «Первый привал во время санного путешествия на Новой Земле», «Льды на Новой Земле», «Гавань в Соловецком монастыре», «Церковь в Пустозерске».
Кроме того, посетители выставки смогли увидеть в экспозиции две картины знаменитого художника, хранящиеся в фондах Ненецкого краеведческого музея. Одна из них – известная картина «Берег» – экспонировалась в 1914 году на выставке в доме князя Юсупова в Петербурге. Александр Борисов написал ее в 1910 году, через десять лет после того, как покинул Новую Землю. История ее появления в коллекции окружного музея началась в 1969 году. Научные сотрудники музея А.А. Тунгусов и Л.Ф. Бобрикова в переписке с племянником художника Николаем Петровичем Борисовым, жившим в Ленинграде (Санкт-Петербурге), высказали сожаление, что в музее региона, которому посвятил свое творчество Борисов, нет ни одной его картины. Тогда Н.П. Борисов решил исправить положение, и в 1970 году музей приобрел у него картину «Берег».
Вторая картина А. Борисова из музейной коллекции — «Затмение на Новой Земле» – написана в 1896 году. Более восьмидесяти лет она находилась в Казани, в семейной коллекции Дубяго. Музейщикам удалось уговорить владельцев продать картину. Так она появилась в Нарьян-Маре. До этого «Затмение…», скорее всего, не экспонировалось, о картине мало кто знал. Зато после смены «места жительства» полотно побывало на нескольких выставках в Архангельске, его увидели тысячи зрителей.
Также на выставке можно было увидеть книги Борисова «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», «В стране холода и смерти», каталог картин художника «Крайний Север». Все они хранятся в фондах окружного музея.