Вы здесь

Неужели вы будете строить метро?

Беззаботная студенческая пора / Фото предоставлено автором

Окончила с отличием Поморский государственный университет, квалификация – учитель географии и биологии. Тогда мы были молоды и воодушевлены тем, что мы последний в XX веке выпуск естественно-географического факультета, как будто с нами заканчивается целая эпоха.

В школе училась в математическом классе, наряду с математикой любила биологию и языки. Подумывала над тем, чтобы стать лингвистом. Нравилось разгадывать лингвистические задачки, которые тогда печатали в каждом выпуске журнала «Наука и жизнь».

Середина 90-х была очень непростым временем, и я решила пойти по пути наименьшего сопротивления – поступить в университет, который принимал вступительные экзамены в Нарьян-Маре. Одним из таких был ПГУ им. М.В. Ломоносова.

Подала документы на естественно-географический факультет на отделение «биологии и экологии», но мне не хватило одного балла на экзамене. Было очень обидно, но кажется это был тот самый случай, который меняет взгляды на жизнь.

Я перевелась на отделение географии и биологии, поступить на который было не так много желающих. И ни разу не пожалела об этом.

Вспоминаю учёбу и понимаю, что тогда любила почти все предметы, которые нам преподавали, неважно геоморфология это была, аналитическая химия или зоология беспозвоночных. Мне нравилось учиться.

Большинство педагогов были вовлечены в нас, в передачу нам знаний, рассказывали много интересного. Один Борис Васильевич Ермолин (мы звали его Боря Вася), преподававший нам физическую географию России, чего стоил. Или, например, наша замечательная Елена Валентиновна Шаврина – лучший декан факультета, которого только можно представить.

Парадоксально, что в школе я не любила географию (и это было скорее «заслугой учителя»), а в университете это были мои любимые дисциплины. И физическая, и экономическая география, и геология, и картография, и так далее. Даже моя выпускная квалификационная работа была посвящена вопросам экономической географии.

К слову, о дипломе. В моей работе было больше десяти карт с диаграммами, которые я отрисовывала от руки, потому что не было ни компьютеров в свободном доступе, ни специальных программ типа QGIS или ArcGIS. Тогда не было и проекторов с компьютерами, к которым все так привыкли сейчас. На защите мы показывали презентации через графопроектор. Для него мне пришлось рисовать все карты и писать листы презентации от руки на прозрачных пленках. И испорченных листов было немало, прежде чем получилось хорошо.

Главному, чему научил меня университет, – учиться и не бояться сдавать экзамены. Пожалуй, единственным сложным был экзамен по физиологии растений. Кажется, на факультете его боялись сдавать все. Не только потому, что это действительно непростой предмет, завязанный со сложными химическими процессами, но в большей части благодаря неизменной строгости нашего преподавателя: она не давала спуску даже отличникам. К счастью, мне попался несложный билет, получила пятёрку.

Случались и смешные истории. Например, с практики по картографии. Хотя такие истории, наверное, происходят со многими в процессе обучения искусству пользоваться буссолью, теодолитом и нивелиром.

Наша группа (любимая 7-я) проходила практику на Варавино. Десять дней каждое утро мы приезжали на трамвае на улицу капитана Воронина и ходили с рейками и со всеми этими странными приборами недалеко от Архангельского госпиталя для ветеранов войн. Снимали перепады высот, строили схемы и планы участков.

Каждый день к нам, 18-летним студентам, подходили жители близлежащих домов, задавая неизменно один и тот же вопрос: «Неужели вы, наконец-то, будете строить в Архангельске метро?!». А мы каждый раз, стараясь сдерживать смех, отвечали: «Да, не хуже, чем в Москве будет!».

 

Юлия Богомолова,
начальник научно-исследовательского отдела заповедника «Ненецкий»