Вы здесь

Есть улицы центральные...

Мы завершаем серию публикаций краеведа Сергея Козлова, посвященную улицам города. Эта часть – продолжение статьи «Микрорайон центральный» («НВ», № 74 от 18 июля 2017 года).

 

Улица Смидовича

С апреля 1932 года она была Октябрьским проспектом, затем с 25 марта 1934-го – Заполярным проспектом, а потом и Нарьян-Марским. Только 17 апреля 1935 года проспект был преобразован в улицу имени Смидовича – партийного и государственного деятеля СССР.

Строки из биографии: Смидович Пётр Гермогенович (7 (19) мая 1874 г., Рогачёв, ныне Гомельской области – 16 апреля 1935 г., Москва) – советский партийный и государственный деятель. Учился в Московском университете, исключен за участие в нелегальной студенческой деятельности, выслан в Тулу в 1894 году. 

С 1895 года, находясь за границей, обучался в Высшей электротехнической школе в Париже. 

С 1924 года до смерти в 1935 году – председатель Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ЦИК СССР. На посту председателя Комитета Севера принял активное участие в создании Ненецкого национального округа. 

Пётр Смидович скончался в Москве 16 апреля 1935 года, урна с прахом захоронена на Красной площади у Кремлевской стены. Его именем названы заповедник в Мордовии, пароход, колхоз, тепловая электростанция в Москве, Институт народов Севера ЦИК СССР, улицы в нескольких городах России, в 1934 году – поселок Смидович и Смидовичский район Еврейской автономной области. Село Берёзовка в Раздольненском районе Крыма до 1945 года называлось Смидович.

Расположена между улицами Октябрьской и Сапрыгина. Длина – 1 180 метров. Для нарьянмарцев считается главной, поэтому даже ее участок от площади Ленина до Ненецкой, длиной 540 метров, является пешеходной зоной, закрытой для автотранспорта. В народе оно получило название нарьян-марский «Арбат». 

 

Улица Пырерки

С 9 декабря 1932 года называлась Партизанским проспектом, с 25 марта 1934 года – улицей Партизанской. С 24 марта 1958 года названа в честь Антона Петровича Пырерки – первого ненецкого ученого-лингвиста. 

Строки из биографии: Пырерка (Пыря) Антон Петрович (7 декабря 1905 г.  – 15 октября 1941 г.) – первый ненецкий ученый-лингвист, переводчик, фольклорист, литератор. Родился в семье оленевода, рано остался сиротой. Учился в церковно-приходской школе в селе Тельвиска, а потом в Усть-Цильме. В 20-е годы работал пастухом. 

В 1926 году направлен на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве. Спустя три года участвовал в комиссии по организации Ненецкого национального округа. В 1932 году, после окончания КУВТ, стал аспирантом Института народов Севера в Ленинграде. Участвовал в создании ненецкой письменности и первых учебников для ненецких школ. 

Автор автобиографической повести «Младший сын Вэдо» (написана в 1940-м, опубликована в 1949 году) и переводов стихов А. С. Пушкина на ненецкий язык. Под редакцией Пырерки изданы первый ненецко-русский словарь и сборники ненецкого фольклора. 

Погиб на фронте в 1941 году на станции Стрельна около Ленинграда. 

Именем Пырерки названа ненецкая школа-интернат в Нарьян-Маре. На здании Ненецкой окружной библиотеки ему открыта мемориальная доска.

Улица Пырерки идет от улицы Сапрыгина и до улицы Тыко Вылки, протяженностью 620 метров. На улице располагается здание пожарной части. Раньше оно было со смотровой вышкой на крыше, впоследствии ее убрали. Здания городской поликлиники и аптеки, детский сад «Семи-цветик». На этой улице появился первый многоэтажный дом с аркой для сквозного проезда автотранспорта. 

 

Улицы Полярная и Оленная 

Улица Полярная образована 2 апреля 1932 года. В 60-е годы здесь находился универмаг «Полярный» (на пересечении с улицей Выучейского), детские ясли «Кораблик» и детский сад, больница «Водников» (на пересечении с улицей Первомайской), школа № 4 (на пересечении с улицей Смидовича) и жилые двухэтажные дома. 

Оленная улица с апреля 1932 года называлась Хале-Седа, с 25 марта 1934-го – Хоседа-Хале и только в 1936 году стала Оленной. Протяженность улицы 550 метров. 

 

Улица Первомайская

С 25 марта 1934 года – улица Набережная, позже была названа в честь советского праздника 1 Мая – Международного дня трудящихся. Протяженность – чуть больше километра. 

Из памяти прошлых лет эта улица мне запомнилась зданием больницы «Водников», где моя мама работала медсестрой. Иногда я приходил к ней. Также в этом районе располагались первая городская баня, построенная из Ёкушанского кирпича, лесопилка и столярная мастерская горкомсервиса. Вспоминается берег Качгортинской курьи со старыми деревянными ботами, лодками и судами. А еще несколько лет стоящий напротив базы РСУ траулер «Лебедь» рыболовецкого колхоза имени Ленина. В конце своего славного пути в 1989 году колхоз отдал его под детский яхт-клуб. Судно вытащили на берег и провели обваловку от весенних наводнений. Трюм переоборудовали под хранение яхт, в надстройке сделали учебные аудитории. Клуб проработал несколько лет. После развала страны перебазировался на небольшой дебаркадер, а судно коммерсанты сдали на металлолом.

 

Улица Победы

Эта улица с 20 апреля 1935 года именовалась Северной, с 6 апреля 1965 года названа в честь победы СССР в Великой Отечественной войне. Протяженность – 400 метров. Самая насыщенная по числу патриотических монументов: обелиск Победы в войне 1941–1945 годов и Вечный огонь, памятник участникам локальных войн и вооруженных конфликтов, памятник подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны и памятник И.П. Выучейскому – председателю Ненецкого исполкома. 

Улица пешеходная, со сквером. Можно сказать, культурно-просветительская, тут вы увидите здания окружного краеведческого музея, центральной библиотеки, ЗАГСа, почты и администрации округа. До недавнего времени здесь находилось здание школы № 7, в котором ранее располагалась школа-интернат. В этом же корпусе долгое время был выставочный зал и институт усовершенствования учителей. С северной части почты стояло необычное в архитектурном исполнении здание бухгалтерии ОГУ «Ненецкая окружная больница». До 50-х годов улица была застроена жилыми домами, а на месте обелиска Победы стояла спецстоловая. 

 

Улица профессора Чернова

Появилась 20 марта 2006 года и названа в честь Г.А. Чернова – первооткрывателя Воркутинского угольного месторождения и нефтегазоносного района Большеземельской тундры. 

Строки из биографии: Чернов Георгий Александрович 

(21 апреля 1906 г., Москва – 6 апреля 2009 г., Санкт-Петербург) – доктор геолого-минералогических наук заслуженный геолог РСФСР. Первооткрыватель Воркутинского угольного месторождения и нефтегазоносного района Большеземельской тундры, включающего Усинское и Харьягинское нефтяные месторождения. Первый ученый в СССР, занимавшийся проблемой нефтегазоносности Большеземельской тундры. 

В 1924 году восемнадцатилетним юношей Георгий Чернов принял участие в одной из экспедиций, которой руководил его отец Александр Александрович Чернов. Именно тогда Георгий понял, что геология – его настоящее призвание. С тех пор почти ежегодно (с 1924 по 1984 год) он выезжал в разные районы Ненецкого округа и Коми АССР. Летом 1930 года на реке Воркуте нашел коксующиеся, высококалорийные угли. На месте разведанных запасов каменного угля был основан рабочий поселок Воркута, позже ставший городом. Для транспортировки угля на Печоре был построен порт, при котором образовался город Нарьян-Мар. 

В 1940 году экспедиция, возглавляемая Георгием Черновым, направилась к побережью Хайпудырской губы (Баренцево море). Здесь была проведена детальная геологическая съемка и проверены имеющиеся сведения о нефтеносности района Синькин нос. Так началась его многолетняя борьба за нефть Большеземельской тундры, как он сам назвал этот период своей жизни. Он совершил блестящие открытия: газ в Нарьян-Маре, залежи нефти в районе Колвы и Харьяги, в устье реки Чёрной и на побережье Баренцева моря. В 1973 году одна из перспективных структур, подготовленных геологами, дала первую нефть — Усинское месторождение, рядом с которым появился город Усинск. 

За открытие Печорского угольного бассейна Чернову был вручен диплом и нагрудный знак «Первооткрыватель месторождения». В 2007 году его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. За участие в открытии Усинского месторождения в 1976 году ему вручили второй диплом и знак «Первооткрыватель месторождения». Георгий Чернов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденом Трудового Красного Знамени (1946 г.), медалью «За трудовую доблесть» (1951 г.), заслуженный геолог РСФСР. 

В память о Георгии Чернове названы улицы в Ухте, Нарьян-Маре и Воркуте. Школе № 39 в Воркуте также присвоено имя профессора. В учебном заведении ежегодно проходит конференция «Черновские чтения».

Улица сравнительно молодая, пролегает от улицы Оленной до проезда имени Капитана Матросова. Протяженность – 400 метров. К ней прилегают два многоквартирных жилых дома и школа № 4. Здесь же располагается отдел военного комиссариата Архангельской области по НАО. 

 

Улица Тыко Вылки

С 20 апреля 1935 года именовалась Тундровой. С 22 марта 1966 года названа в честь Тыко Вылки – ненецкого художника, сказителя, общественно-политического деятеля. Протяженность – 650 метров.

Строки из биографии: Тыко Вылка (15 (27) февраля 1886 – 29 сентября 1960) (русское имя – Илья Константинович Вылка). Стоял у истоков ненецкой литературы. Автор эпических сказаний. Родился 27 февраля 1886 года в становище Белушья Губа на Новой Земле, рос среди ненецких охотников. Имя Тыко означает олененок, олешек, родители так назвали его за любо-знательность. Отец, известный на острове охотник на морского зверя Ханец Вылка, был одним из немногих грамотных жителей Новой Земли. Рисовать Тыко начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря, оставленного зимовавшим промышленником. 

В 1901 году на Новую Землю прибывает известный полярный художник Александр Борисов. В путешествие на Новую Землю взял молодого Вылку. Путешественники почти 400 км прошли и проехали на собаках. Во время этой поездки художник делал зарисовки, в результате чего молодой Тыко заинтересовался живописью. Заметив талант юного ненца, всю последующую зиму и весну Борисов обучал Тыко Вылку живописи. 

В 1903 году на Новую Землю за «неуважительное отношение к власти» был сослан художник и писатель Степан Писахов. В дневнике Писахов написал: «Работы Вылки поразили меня своей «неровностью», в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Откуда у него это? Он слишком самобытен, природным чутьем Тыко сам найдет свою дорогу. Он сможет показать Новую Землю такой, какой мы, приезжие, ее никогда не увидим».

 Писахов был первым, кто подарил молодому таланту краски и карандаши. В 1904 году Вылка совершил первую сделку в качестве художника — обменял свою картину на компас и термометр у двух английских путешественников. 

В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкой они обследовали всю Новую Землю и составили ее точное картографическое описание. В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова. В 1910 году в Архангельске состоялась выставка «Русский Север», где Вылка впервые представил свои работы. В 1911 году умирает старший брат Вылки Андрей. По ненецким традициям Тыко должен был содержать жену и шестерых детей своего брата. В связи с этим его обучение в Москве завершилось. Помимо живописи Вылка интересовался также местным фольклором, в 1914 году выпускает сборник «Записки о Новой Земле». 

После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918–1934) и Новоземельского островного (1924–1956) советов депутатов трудящихся. Кроме того, возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. В 50-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, все ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьей по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных к переселению. Он с грустью покидал Новую Землю и до последних дней мечтал увидеть родные места. 

Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте 74 лет, похоронен на Вологодском кладбище. В память о нем названы улицы в Архангельске и Нарьян-Маре.

В 60-е годы на улице Тыко Вылки размещались краеведческий музей, музыкальная школа, библиотека. 

 

Проезд имени Капитана Матросова

Проезд 22 февраля 2006 года назван в честь капитана милиции Валерия Ивановича Матросова, 19 апреля 1992 года погибшего при исполнении служебных обязанностей. Протяженность – 530 метров.

Строки из биографии: Матросов Валерий Иванович (01.02.1951 – 16.04.1992) родился в селе Башманово Пензенской области. В 1972 году – курсант Ленинградской средней специальной школы МВД СССР. Работал в УВД Ненецкого АО в звании капитана милиции. Сначала – в отделе кадров, а перед уходом на пенсию – в дежурной части. Погиб при несении службы по охране правопорядка 16 апреля 1992 года. Все произошло мгновенно. Однажды он возвращался с ужина, а по пути проверял наряды. Шел мимо ресторана «Север», а это метрах в ста от УВД, увидел, как один гражданин хулиганит. Сделал замечание, попытался пресечь правонарушение. Тот прыснул ему в лицо из газового баллончика и выстрелил в него из его же пистолета. Матросов скончался на месте. У него остались две дочери. Похоронен в Воронеже. 

 

Красная площадь

Со 2 апреля 1932 года по 24 марта 1958 года в Нарьян-Маре существовала Красная площадь со своеобразной трибуной в виде замка с шестью башенками. Стилизованная копия Кремля. Как слова из песни: «Младший брат столицы трудовой». Затем площадь переоборудовали в парк и поставили в центре памятник Ленину. 

После Великой Отечественной войны, в 1946 году, в парке был установлен самолет «Як-7б», который был построен на средства, собранные работниками Печорской судоверфи лесозавода № 51. Истребитель передали герою Советского Союза, летчику Беломорской военной флотилии Алексею Кондратьевичу Тарасову. На фюзеляже боевой машины красовалось гордое название «Нарьян-Марский судостроитель». На этом «ястребке» капитан Тарасов летал до конца войны. 

В 1946 году самолет возвратили в Нарьян-Мар. Горожане установили его в качестве памятника. В течение десяти лет он стоял без должного ухода и серьезно пострадал. Пришла в негодность резина с колес, фюзеляж лишился фанеры, кто-то снял плексиглас с кабины. 15 июня 1956 года решением горис-полкома самолет, увы, списали. По распоряжению советских чиновников его демонтировали и вывезли на свалку. Это событие получило большой резонанс в общественных кругах города и округа, на защиту памятника первыми встали ветераны войны. К счастью, удалось спасти двигатель самолета. В 1957 году по инициативе общественности он был установлен у здания окружного музея. 8 мая 2010 года в центре города появился прототип героического самолета Як-7Б, а рядом – его двигатель.

В 1980 году установлен памятник нарьян-марским портовикам. Автор – член Союза художников Александр Васильевич Рыбкин. Монумент представляет собой постамент, спирально поднятый в верхней части, на котором высится композиция из металла. Матрос в одежде моряка гражданского флота поднимает флаг, рядом солдат с автоматом в руке. На бетонном постаменте барельефная надпись: «Портовикам Нарьян-Мара». В 1987 году проводились дополнительные работы по оформлению памятника. Слева и справа от него полукругом установлены 12 бетонных постаментов с прикреп-ленными на них плитами. На первой слева надпись: «Никто не забыт – ничто не забыто», на последующих высечены имена погибших в годы войны портовиков (118 человек). 

Территория бывшей Красной площади в настоящее время используется в качестве парковой зоны мемориального комплекса «Портовикам Нарьян-Мара», а также в качестве конечной остановки городских автобусов «Морской порт». Но дух Красной площади с ул. Сапрыгина был перенесен на Площадь В.И. Ленина, где была возведена стена из красного кирпича как маленькая частица «кремлевской стены Красной площади в Москве». 

 

Площадь Марад’ Сей

С 2009 года площадь напротив бывшего Дома культуры, где возвели нынешний Дворец культуры «Арктика», стали называть Марад’ Сей. В переводе с ненецкого – Сердце города. До этого площадь перед снесенным Домом культуры использовалась как футбольное поле и площадка для проведения различных массовых городских мероприятий – гуляний (проводы русской зимы), праздников (1 мая, 7 ноября, День Победы). Перебирая старые фотографии, я увидел фото, где у самого дома культуры стоит вертолет Ми-4, борт № СССР-66920 (60-е годы)! А еще с южной стороны ДК были качели в виде лодочек и горизонтальная карусель. Теперь на этом месте площадка перед цент-ральным входом в КДЦ «Арктика».