Вы здесь

Что нам строить и жить помогает?

Исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей Бессерт и предприниматель Виктор Хабаров / Фото предоставлено Виктором Хабаровым

Предприниматель из Нарьян-Мара вышел в полуфинал Всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли».

Виктор Хабаров – о новом полезном опыте, предпринимательстве и немного о себе.

 

– Виктор, расскажите об участии в конкурсе. Это ваш первый опыт?

– Организаторы прислали приглашение, и я решил – почему бы и нет? Участвовал впервые. Прошёл два тестовых этапа, написал эссе и прошёл в полуфинал. Из 12 тысяч человек выбрали лишь 300, и я попал в их число. Кстати, в этом году конкурс стал международным – впервые в нём приняли участие представители Беларуси, Казахстана и Китая.

 

– Тесты сложные?

– Пришлось подумать (улыбается). Это так называемый КОТ (краткий ориентировочный тест, при помощи которого оценивается общий уровень интеллектуальных способностей. – Прим. авт.), проверяли умение вести себя в нестандартных ситуациях, общаться в коллективе. На первый взгляд, вопросы несложные. Потом смотришь оценочную шкалу и понимаешь, что к ответам нужно подходить более вдумчиво и скрупулёзно.

 

– Тема эссе?

– Развитие строительной отрасли в России.

 

– Тут можно целую книгу написать…

– Тема сложная. Писал о том, что нужно сделать, чтобы отрасль развивалась. Мне посчастливилось жить в субъекте арктической зоны, и на этом моменте я остановился более подробно. Для меня интересно развитие той территории, на которой я живу, ну а строительная отрасль развивается всегда, возможно даже быстрее, чем другие сферы: технологии не стоят на месте – человек всегда будет обустраивать комфортную жизнь вокруг себя.

 

– Какой основной посыл эссе?

– Если коротко – будущее я вижу в развитии арктической зоны России. Нынешние геополитические реалии диктуют новые условия. В связи с последними событиями и ориентацией на новых поставщиков энергоресурсов открываются перспективы развития арктического коридора. Территория нашей страны – 1/6 часть суши, граничим с Европой и Азией. Раньше сотрудничали с Европой, и вся логистическая цепочка поставки энергоресурсов была заточена на европейские страны, теперь нужно менять вектор. Самый интересный вариант – ориентация на восток через арктическую зону, это кратчайший путь. Также стоит отметить важность инфраструктурного развития в северных регионах – строительство жилья, дорог, трубопроводов, портов, терминалов и так далее. Речь идёт в том числе и о Ненецком автономном округе, который входит в арктическую территорию. Мы не только добывающий регион, но должны развивать и логистическое плечо. К этому будет подтягиваться инфраструктурное развитие региона.

 

– Вернёмся к конкурсу. Сейчас у вас идёт этап обучения?

– Проходим несколько образовательных модулей. Их проводят самые разные эксперты – специалисты Минстроя, Сбербанка, депутаты Госдумы, известные предприниматели. Здорово, что с такими известными спикерами общаешься в прямом эфире и задаёшь вопросы. Можно делиться полезным опытом с архитекторами, директорами крупных строительных организаций, управленцами. Всегда придерживаюсь простого принципа: век живи – век учись. Самое лучшее вложение – в собственное образование: вся теория основана на практиках. Можно учиться на своих ошибках, но на деле это выходит дороже.

 

– Помните, как заработали первые деньги?

– Прекрасно (смеётся). Мы тогда привезли из Усинска целый КамАЗ продуктов: «ножки Буша» в коробках, сгущёнку, сахар, муку и растительное масло. Работали по заявкам организаций, без предоплаты, покупали за свои деньги и развозили. Правда, с учётом инфляции прибыли хватало ненадолго – на эти средства можно было снова купить продукты. Работа ради работы, но было интересно. Не только доставляли товар, но и сами разгружали. Помню, как таскал мешки с сахаром по 50 кг. Нам лет по 18 было. Тогда понял, что деньги зарабатываются мозолями и большим трудом. Иногда думаю о том времени и удивляюсь, что такой опыт совсем не отбил желания заниматься предпринимательством.

 

– Потом вы нащупали тренд нулевых – евроремонты?

– Мы попали, что называется, в струю. Слово евроремонт тогда звучало повсюду. Решили так – потребность у клиентов есть, а бизнесменов мало. Решили попробовать, получилось. Организовывали процесс – искали заказчиков, делали рекламу, находили работников, брали инструмент в своём гараже, если не хватало, спрашивали у друзей. Так объединяли усилия. Кое-какие деньги были – на них покупали материалы. Таков первый управленческий опыт. Тогда ещё никто не знал про модное нынче слово «стартап».

 

– Как относились к предпринимателям?

– Если честно, не воспринимали всерьёз. Мне даже несколько раз говорили – не майся ерундой, может тебе нормальную работу найти? Такое было отношение, с тех пор, конечно, всё кардинально изменилось. В этом смысле мне очень нравится фраза: выбираешь профессию – выбираешь судьбу. Кажется, именно тогда я выбрал свою судьбу.

 

– В 2006 году вы основали строительную компанию, с чего всё начиналось?

– Приняли решение зарегистрировать юридическое лицо для получения лицензии. Это давало возможность участвовать в конкурсах. Сначала занимались ремонтами, а к строительству социальных объектов полноценно приступили в 2009 году. Начали с места в карьер – взяли четыре дома в Бугрино.

 

– Сразу боевое крещение, объекты-то непростые.

– Опыт серьёзный. Столкнулись сразу со всеми проблемами, которые могут возникнуть при возведении таких объектов – в основном, конечно, это логистика. Строительный сезон короткий, решения принимали быстро, не всегда правильные, но в основном верные. Раньше объекты капитального строительства закладывали в один контракт – включали инженерные изыскания, доработку типового проекта и привязку его к территории, потом всё это дело воплощали в жизнь. Завозили домокомплекты из Архангельска – вплоть до дверной ручки. Не успел – год ждёшь. Цена просчёта была слишком велика.

На сегодняшний день пресловутый Федеральный закон №44, который раньше критиковали все, на мой взгляд, доработан до идеала. Вот вам пример. В своё время по некоторым объектам у нас возникли не зависящие от нас сложности, и заказчик потребовал неустойку – два процента в день от суммы контракта. Получилось 126 миллионов. Это означало бы конец нашей деятельности. В итоге свою правоту мы доказали в суде. Теперь в законе отлажены все процедуры взыскания – раньше заказчик мог и пять процентов неустойку выставить…

 

– Как начинается ваш день, с утра пораньше?

– Неправильная формулировка. Надо задать другой вопрос – во сколько ты ложишься? На него отвечу так – ложусь на следующий день, то есть очень поздно, анализирую работу за день. Важные дела надо решать до обеда, маловажные – после обеда. Моя бабушка всегда говорила – делай так, чтобы день окупился.

 

– Вы всегда в душе были предпринимателем? Кто вас поддерживал на первых порах?

– Раньше считал, что предпринимателем можно стать, но теперь думаю, что им надо родиться. Мы живём в такое время, когда все границы стираются. Сегодня ты чиновник, завтра предприниматель, послезавтра работаешь в гос­корпорации. Возьмём наших родителей и бабушек. По сути, их жизнь была расписана с детства и до самой пенсии – детский сад, школа, институт, работа, огородик под старость лет. Теперь всё по-другому. За десять лет можно сменить несколько видов деятельности, профессий. Всё зависит только от тебя.

У предпринимательства тоже есть несколько этапов. Следующая ступень – инвестор. Он как бизнес-ангел, который может оценивать другие бизнесы, инвестировать в стартапы. Далее идёт политика, но это пока далеко от меня.

Я единственный ребёнок в семье, меня воспитывала мама. Именно она способствовала моему развитию как предпринимателя, поверила в меня на первых порах, за что ей большое спасибо.

К наставничеству отношусь с осторожностью. Не надо строить идеалов. Можно прислушаться, сделать выводы. Люди иррациональны по своей сути. Мы в основном ошибаемся и потом приходим к результату. Есть лучшие практики – не отрицаю, но и кумиров сотворять не надо, чтобы не уйти в сторону. Во время обучения ты слушаешь лектора – он тоже твой наставник. Предприниматель многогранен: сегодня он в строительстве, завтра в торговле. Тем интереснее.

 

– У вас двое детей, они тоже хотят пойти по стопам отца?

– Им 10 и 12 лет, уже кое-что понимают. Мне кажется, в этом возрасте они все хотят стать блогерами (улыбается). Спокойно отношусь к их увлечениям, они всё успевают – учиться, в соцсетях сидеть, пробовать себя в самых разных сферах. Самое главное – дать им родительскую любовь и образование, а дело своей жизни они выберут сами.

 

– Вы всё лето в Нарьян-Маре, когда отпуск?

– Лучше не задавать предпринимателю таких вопросов (с юмором). Знаю некоторых коллег, которые уезжают только в весеннюю и осеннюю распутицу. Лето – горячая пора, строительный сезон, много дел. Но в этот раз обязательно постараемся выехать с семьёй и немного отдохнуть.

 

Цифры и факты

12 027 руководителей и представителей компаний из 70 регионов России, а также из-за рубежа участвовали в конкурсе в этом году.

 

О себе

Виктор Хабаров родился в Нарьян-Маре, окончил школу № 1 Нарьян-Мара, отучился в САФУ на инженера. В 2006 году вместе с партнёром организовал строительную компанию.

 

О конкурсе

«Лидеры строительной отрасли» – открытый всероссийский конкурс управленцев, цель которого – выявление, продвижение и поддержка перспективных специалистов в сфере строительства. Очередной отборочный этап конкурса проходит дистанционно с 28 июня по 31 июля. Победители конкурса включаются в резерв управленческих кадров строительной отрасли страны. Организатор и оператор конкурса – Всероссийский центр национальной строительной политики при поддержке Минстроя РФ, а также профильных министерств и ведомств, отраслевых институтов, объединений и союзов.