Вы здесь

У природы нет плохой погоды

Людмила Севастьянова снимает метеорологические показания / Фото Александры Берг

Так считает начальник Нарьян-Марской гидрометстанции Людмила Севастьянова.

В интервью «НВ» она рассказала о новых нормах оценки погоды и поделилась своей точкой зрения о влиянии человечества на изменения климата.

Ранние заморозки осенью и поздние весной, короткое прохладное лето, бураны и пурга с морозами в НАО – всё это последствия ледяного дыхания Арктики.

Сухие и холодные ветры с Северного Ледовитого океана приносят неблагоприятные изменения погоды. Но этот год стал исключением для нас – с февраля настала тёплая снежная зима, противореча сильным морозам 2021–2022 годов.

– Зима 2022–2023 годов характеризуется метеорологами как тёплая, за исключением января. Он был аномально холодным. Судя по собранным метео­станцией данным, последние 20 лет зимы обычно тёплые не только на территории Ненецкого автономного округа, но и по всей России. Это научно доказанный факт, – говорит Людмила Севастьянова. – По осадкам в феврале при норме 23 мм выпало 26 мм.

Рассказывая подробнее о климатических показателях, она пояснила, что в метеорологии существует такое понятие как климатическая норма:

– Она определена для каждого климатического территориального показателя отдельно. То есть температурная норма, норма осадков, скорости ветра и так далее. Любое отклонение – аномалия. По температуре такое отклонение должно быть равно 12 градусам и более. А чтобы охарактеризовать месяц, его надо сравнить с показателем нормы, он складывается из многолетних наблюдений. Сейчас мы сравниваем с новыми усреднёнными показателями за 30 лет. Они были приняты Рос­гидрометом в 2020 году.

Весна текущего года по показателям прогнозировалась близкой к среднем многолетним значениям.

– Так и получилось: апрель и май были близки к этим показателям с одним но, в апреле мы наблюдали дефицит осадков, в сравнении с нормой их было меньше аж в два раза. Май 2023 года по температурному фону характеризуется как очень тёплый. Думаю, все жители это заметили. Среднемесячная температура мая – 7 градусов выше нуля, при норме 1,6. Это не аномально, так как меньше 12, – конкретизирует Людмила Севастьянова.

 

На пике Платоновского цикла

 

На потепление, как и похолодание, одновременно влияет множество процессов: циклоны, антициклоны, облачность, количество осадков, направление и сила ветра.

– У нас есть три типа прогнозов: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Самый точный – краткосрочный – на период в три дня. При этом ежедневно он уточняется. Погода очень капризная и быстро меняется. Вероятность такого прогноза 80-85%, – подчеркнула метеоролог.

По поводу холодного и ветренного июня Людмила Севастьянова отметила, что аномалии отсутствуют:

– Он близок к средним многолетним значениям. Среднемесячная температура 8,2 градуса при норме 9,2; осадков 48,4 мм, что близко к норме – 52 мм. Близок к аномалии июнь прошлого года, который выдался довольно жарким. В этом году мы не ожидаем летом никаких климатических аномалий: все показатели будут в пределах нормы, может чуть выше, не более того.

При этом по всей России из-за непогоды объявляют штормовые предупреждения, фиксируют аномальную жару или, наоборот, предупреждают о рекордных похолоданиях.

Так, на Кубани 10 июля эвакуировали людей из-за подтоп­ления около 150 домов и дворов. Улицы Сочи ушли под воду после обрушившегося на город ливня, а на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) с 8 июля ввели режим чрезвычайной ситуации из-за лесных пожаров. Подобных примеров за это лето огромное множество, но вернёмся к НАО.

– Погода в последние пару-тройку лет стала очень непредсказуемой. Вспомним 2022 год с его морозной зимой, когда температура опускалась ниже 34 градусов. По всему миру идёт цикл глобального потепления и похолодания. Это платоновский цикл с периодом 12 тысяч лет, а мы находимся на его пике, поэтому с точки зрения человечества происходит резкое изменение климата, хотя для климатических процессов это явление довольно логично, – продолжила начальник метеостанции.

На вопрос об антропогенном влиянии как катализаторе климатических изменений Людмила Севастьянова отрицательно покачала головой:

– Любое предприятие, которое оставляет после себя углеродный след и другие газы, возможно, имеет территориальное воздействие, но точно не глобальное. Потому что человек не может повлиять на изменение температуры на планете Земля. Циклы климатических изменений существовали и до появления человека. Могу лишь утверждать, что если это влияние и есть, то оно минимально. Но всё же есть сторонники противоположной теории, но лично моё мнение такое.