Вы здесь

А пока в тундре немало одиноких оленеводов

Участники праздника День оленя в СПК «Индига» вновь собрались в районе реки Белой, где выпасают свои стада оленеводы первой и пятой бригад. Матушка-природа потрудилась здесь на славу и создала уникальные места: причудливые белые скалы с вкраплением древних кораллов и раковин.

– Ты только глянь, какая красотища! Это ж надо было такое сотворить, – не перестает восхищаться Николай Паньков, руководитель первой бригады. – Важно, чтобы подрастающее поколение осознавало, как уникальна их малая родина, а еще надо, чтобы знали свои корни. Заглядывая вперед, думаю: что будет на этой земле через годы? Какими глазами будут смотреть на нее наши потомки? С любовью и почитанием или с холодным расчетом прагматиков – не более? 

Размышляя о судьбе своей родины, Паньков говорит, что теперь многое зависит от него самого и его товарищей. 

– Ягеля сейчас меньше стало, – вздыхает Николай Станиславович, перечисляя проблемы. А потом возвращается к волнующей теме. – И молодежь нынче другая стала, хотя это закономерно. И все же важно, чтобы не забывали про свои корни.

Испокон веков дети оленеводов с младенчества познавали труд своих предков. В советское время школьников из интернатов вывозили на каникулы в стойбища к родителям. И сейчас эта практика не забыта. Только теперь многое поменялось, семьи оленеводов перестали быть многочисленными, да и повзрослевшие дети не торопятся вернуться на стойбище или в чум. И многие уже забывают о том, что олени долгие годы считались символом богатства и предметом гордости. Что они круглый год кормят своего хозяина. 

– В моем роду все оленеводы были, – продолжает Николай Паньков. – И дедушка, и отец. Афанасия Степановна, моя бабушка, до 70 лет в тундре ходила. Я уже бригаду принял в 1998 году, после армии, а бабушка все в чуме помогала. В этом году сработали неплохо. Я смотрел по бумагам – 90% сохранность. А самая большая проблема кадровая, не хватает пастухов, пожинаем результаты перехода на сменный выпас оленей. И еще: не так активно, как хотелось бы, строится жилье для нас. 

В СПК «Индига» бригады больше не формируются по семейному принципу. Пока люди не хотят идти в оленеводство. Причин на то немало. В результате занятие оленеводством перестает быть делом престижным.

Современным оседлым жителям деревень достаточно сложно понять, что толкает их соседей уходить ранней весной в тундру, терпеть неудобства, связанные с длительным путешествием, и возвращаться только к Рождеству. 

Было время, когда совхоз «Индигский» имел поголовье 16 тысяч оленей, здесь насчитывалось девять оленеводческих бригад. Сейчас осталось чуть более 10 тысяч голов и всего пять бригад. 

Многих пастухов держит небольшое стадо личных оленей, которых пасут вместе с кооперативными. Для семей оленеводов важно, что имеют стабильный запас мяса. Личные стада редко превышают 100 голов. Возможность продавать мясо своих оленей и получать взамен «живые» деньги – один из факторов, побуждающий сегодня людей работать в оленеводстве, однако таких становится все меньше. 

На празднике я повстречала Марту Михайловну Соболеву. Она давно на пенсии и по возможности с радостью приезжает из Индиги в тундру – навестить сына. 

– Я тоже в тундре выросла, с ней все связано, – говорит Марта Михайловна. – Мой муж, Прокопий Иванович, трудился в шестой бригаде. Сын Иван продолжает традиции отца. Я душой болею за дело, за их титанический труд. 

– Работа в кочевье, вдали от детей и родных все меньше привлекает девушек, – размышляет Марта Соболева. – А ведь у нас немало молодых одиноких оленеводов. Для девушки выйти замуж за оленевода и поехать за ним кочевать – это своего рода поступок. Ведь можно остаться в поселке или выйти замуж за городского, так, разумеется, жить проще. Вот и мой сын никак не может создать семью, и душа моя изболелась.

Наш долг – с достоинством нести право жить на этой земле. Возрождать чумовища, уберегать их от разрушений. Ведь всякое доброе дело зовет к свету. Трудно сделать первый шаг вперед. Но кто же его сделает, если не ты? Не я? 

Эта мысль близка и ветерану СПК «Индига» Федору Ивановичу Белугину. В торжественной обстановке ему вручили знак «Почетный оленевод НАО» – за значительные заслуги в сфере оленеводства, выдающиеся достижения и высокое мастерство. 

– Надо обживать наши места – основательно, умно, – считает ветеран оленеводства. – Касается это всех: и местных жителей, и приезжих. А что до молодежи, то она найдет себя. И тогда будет процветать северное оленеводство, не испытывая недостатка в умелых пас-тухах, грамотных специалистах.